Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 15.02.2023 по делу N 2а-100/2022, 33а-1130/2023 <Об оставлении без изменения решения Центрального районного суда г. Волгограда от 24.10.2022, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.6 значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, утв. постановлением администрации Волгограда от 11.06.2019 N 652>



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2023 г. по делу в„– 2а-100/2022,
33а-1130/2023(33а-15511/2022)

УИД 34OS0000-01-2021-000175-90

Судья Полубоярова Е.Г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Абакумовой Е.А., Еромасова С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Собяниной Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С" к администрации Волгограда о признании недействующим п. 1.6 значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, утвержденных постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2019 г. в„– 652,
по апелляционной жалобе представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "С" К.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 октября 2022 г., которым в удовлетворении административных исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "С" отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Абакумовой Е.А., судебная коллегия,

установила:

постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2019 г. в„– 652 утверждены значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, согласно приложению к постановлению. Указанное постановление опубликовано 13 июня 2019 г. в газете "Городские вести. Ц. - Сталинград - Волгоград" в„– 64 и вступило в законную силу со дня его официального опубликования.
Пунктом 1.6 значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, установлено значение коэффициента категории арендатора (Кказ) по категории арендатора: лица, использующие земельные участки для размещения (эксплуатации) станций технического обслуживания, автомоек, в размере 1,0.
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - ООО "С") обратилось в суд с настоящим административным иском, мотивировав свои требования тем, что по договору аренды от 10 ноября 2006 г. в„– 7016 является арендатором земельного участка, общей площадью <.......> кв. м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......> для эксплуатации здания пункта технического обслуживания. В соответствии с действующим Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным Постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. в„– 469-п, размер арендной платы за земельный участок рассчитывается по следующей формуле: А = С x Кмд x Кказ, где Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости. Начиная с 1 апреля 2020 г. размер арендной платы за земельный участок для административного истца составляет 156764,43 руб. в год, тогда как до 31 мая 2019 г. составлял 17344,67 рубля в год. Увеличение размера арендной платы обусловлено применением департаментом муниципального имущества администрации Волгограда Кказ в размере 1,0 на основании п. 1.6 приложения к постановлению администрации Волгограда от 11.06.2019 г. в„– 652.
Полагает названное нормативное положение несоответствующим требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу. Так, по смыслу ч. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 г. в„– 582, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из ряда основных принципов, к числу которых отнесен принцип экономической обоснованности. Финансово-экономическое обоснование определения значения спорного коэффициента отсутствует. Арендная плата, с учетом принципа экономической обоснованности, должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке. Суть введенного в формулу спорного коэффициента Кказ заключается в обеспечении экономической обоснованности арендной платы исходя из ее дифференциации в зависимости от категории арендатора земельного участка. Категория арендатора земельного участка (спорный Кказ) призвана учесть индивидуальные видовые (групповые) особенности лица, выступающего на стороне арендатора земельного участка. Указывает, что дифференциация значения Кказ принята административным ответчиком исходя из вида разрешенного использования земельного участка (вида экономической деятельности), а не из категории самого арендатора (землепользователя) и не учитывает индивидуальных особенностей лица.
Кроме того, указывает, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят с нарушением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемых правовых актов, а именно подп. 2 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми государственное регулирование размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и земли, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В системе правового регулирования отсутствует закон Волгоградской области о наделении органа местного самоуправления - городского округа город-герой Волгоград государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов государственного регулирования размера арендной платы, а также вопросов установления порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов. Считает, что Волгоградская область не передавала органам местного самоуправления указанные государственные полномочия в установленном федеральным законом порядке.
На основании изложенного, просили признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации Волгограда от 11 июня 2019 г. в„– 652 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград" в части пункта 1.6 значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, установившего значение коэффициента категории арендатора (Кказ) по категории арендатора: лица, использующие земельные участки для размещения (эксплуатации) станций технического обслуживания, автомоек, в размере 1,0. Взыскать с администрации Волгограда в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ООО "С" К. полагая решение Центрального районного суда г. Волгограда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, считая, что выводы суда, положенные в его основу не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований административного истца.
Относительно доводов апелляционной жалобы поступило поступили возражения Облкомимущества, администрации Волгоградской области, заместителя прокурора Волгограда, администрации Волгограда, департамента муниципального имущества администрации Волгограда.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), выслушав представителя административного истца ООО "С" - К., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителей административных ответчиков администрации Волгограда С., заинтересованных лиц Облкомимущества и администрации Волгоградской области П., заключение прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Тельбухова Е.В., полагавшего решение законным и обоснованным, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии с ч. 2, 4 ст. 310 КАС РФ являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если нарушение или неправильное применение норм процессуального права привело к принятию неправильного решения.
Такого рода нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущены.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ.
Частью 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативно правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативно-правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи установлена обязанность суда выяснять: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (п. 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (п. 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п. 3).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на основании постановления администрации Волгограда от 31 октября 2006 г. в„– 2862, 10 ноября 2006 г. между администрацией Волгограда и ООО "С" заключен договор в„– 7016 аренды земельного участка, площадью 1923 кв. м, расположенного по адресу: <...>, сроком по 31 октября 2055 г. для эксплуатации здания пункта технического обслуживания.
В соответствии с п. 2.8 указанного договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок и (или) коэффициентов к ставкам арендной платы, установленных в Волгограде, а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Как следует из подп. 2, 3 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержден Постановлением в„– 469-п.
Исходя из п. 1.5.7 названного Порядка, годовая арендная плата за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, на которых расположены объекты недвижимости (за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, гаражи для хранения личного автотранспорта, объекты спорта, а также садовых и огородных земельных участков, земельных участков, предоставленных религиозным организациям, и за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта, пунктах 1.17, 1.18 настоящего Порядка), определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка.
Согласно п. 2.5 Порядка, размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле:

А = С x Кмд x Кказ, где:

А - величина арендной платы;
С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;
Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка;
Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости.
5 марта 2020 г. Облкомимуществом издан приказ в„– 11-н "Об утверждении Методики определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости".
Поскольку департаментом муниципального имущества администрации Волгограда был подан иск в Арбитражный суд Волгоградской области о взыскании с ООО "С" задолженности по арендной плате и неустойки за 2019 г., где в расчете применено значение Кказ 1,0 на основании постановления администрации Волгограда от 11 июня 2019 г. в„– 652 судом первой инстанции правомерно учтено, что оспариваемое постановление регулирует общественные отношения в области аренды земельных участков на территории Волгограда, содержит в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц, то есть отвечает всем признакам нормативного акта и подлежит проверке в порядке судебного нормоконтроля.
Такой вывод судебная коллегия считает правильным, поскольку в соответствии с абзацем первым п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При этом, поскольку ООО "С" является стороной договора аренды земельного участка, расположенного на территории городского округа город-герой Волгоград оспариваемое положение нормативного правового акта затрагивают права административного истца и регулирует правоотношения с его участием.
Отклоняя доводы административного истца о том, что приведенное правовое регулирование свидетельствует о фактической передаче полномочий субъекта Российской Федерации муниципальным образованиям Волгоградской области без надлежащего законодательного оформления, суд первой инстанции не установил противоречия оспариваемых нормативных правовых актов в указанной части нормам, имеющим большую юридическую силу.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении судом норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения
Исходя из п. 4 ст. 2 ЗК РФ, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Положениями ст. 10.1 ЗК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Полномочия Волгоградской области по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, реализованы указанным субъектом Российской Федерации в Постановлении в„– 469-П, нормы которого, как и Приказа в„– 11-н, вопреки утверждению административного истца, не содержат положений о передаче данных полномочий органам местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.1 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 г. в„– 222, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области и определяет порядок установления арендной платы за использование государственного имущества Волгоградской области (п. 2.21 Положения).
В соответствии с приведенными нормами ЗК РФ, действующим в настоящее время в Волгоградской области Порядком расчета арендной платы, полномочиями по установлению порядка определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, наделен комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, которым и установлен Порядок.
Следовательно уполномоченным органом субъекта Российской Федерации утвержден Порядок расчета и установлен способ определения значений коэффициентов, являющихся составной частью формулы расчета размера арендной платы, при этом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по определению цифрового значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, в соответствии с утвержденной Методикой и устанавливать их цифровое значение нормативными правовыми актами.
При таких данных судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что применение комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в формуле расчета арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, определенного нормативным правовым актом муниципального района, городского округа Волгоградской области, то есть органом местного самоуправления, рассчитанного по Методике, также установленной комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, не противоречит требованиям федерального законодательства.
Как верно отмечено судом первой инстанции, что применительно к положениям ч. 2 ст. 64 КАС РФ, с учетом п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", доводы представителя ООО "С" о том, что коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, не может быть установлен нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, и о фактической передаче полномочий без надлежащего законодательного оформления не могут быть положены в основу решения об удовлетворении рассматриваемого административного иска, поскольку аналогичные доводы проверялись и опровергнуты во вступившем в законную силу решении Волгоградского областного суда от 17 марта 2022 г. по делу в„– 3а-156/2022, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ООО "С" о признании недействующим абзаца 10 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. в„– 469-п, в редакции постановления администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. в„– 63-п, в той его части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. в„– 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора с момента вступления решения суда в законную силу и о признании недействующей Методики определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, утвержденной приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 5 марта 2020 г. в„– 11-н, в той ее части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. в„– 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора.
При этом позиция представителя административного истца о том, что установление спорного коэффициента не может быть отнесено к компетенции администрации Волгограда как исполнительного органа местного самоуправления, ввиду исключительной компетенцией Волгоградской городской Думы на регулирование размера арендной платы на землю, основана на неверном толковании действующих норм права.
Так, согласно подп. 12 п. 2 ст. 24 Устава города-героя Волгограда, к иным полномочиям городской Думы также относится порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности.
Реализуя названные полномочия, решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. в„– 79/2438 утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов.
Подпунктом 2.1.11 раздела 2 Порядка (в ред. решения Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 г. в„– 68/2048, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления) предусматривалось, что значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов устанавливаются нормативным правовым актом администрации Волгограда. До установления администрацией Волгограда значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов для расчета арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов принимаются равными 1.
Исходя из подп. 6 п. 1 ст. 7 Устава города-героя Волгограда, систему муниципальных правовых актов Волгограда образуют, в числе прочих, постановления и распоряжения администрации Волгограда.
В пределах полномочий администрации Волгограда глава Волгограда издает муниципальные правовые акты в форме постановлений и распоряжений администрации Волгограда, что следует из абз. 2 п. 3 ст. 38 Устава города-героя Волгограда.
В силу п. 5 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды обладает полномочиями по осуществлению регулирования земельных отношений на территории Волгограда: предоставление в установленном порядке в соответствии с Генеральным планом Волгограда, градостроительным зонированием территории Волгограда, на основании документации по планировке территорий Волгограда в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, передача в собственность, сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 1); по участию в разграничении государственной собственности на землю, организация ведения реестра муниципальных земель (п. 2); по взиманию арендной платы за землю (п. 3); обеспечение защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений ст. 24 и 39 Устава у судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии нормативных ограничений для определения правовым актом администрации Волгограда цифрового значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории округа город-герой Волгоград, предоставленные в аренду без торгов, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда.
Определение органом местного самоуправления значения названного коэффициента по Методике и установление данного значения муниципальным нормативным правовым актом не тождественно перераспределению государственных полномочий субъекта Российской Федерации органу местного самоуправления по установлению порядка регулирования размера арендной платы.
По изложенным основаниям вывод суда первой инстанции о принятии администрацией Волгограда постановления от 11 июня 2019 г. в„– 652 в пределах своей компетенции, и введении в действие в установленном порядке с соблюдением правил его опубликования является верным, а доводы апелляционной жалобы представителя административного истца об обратном несостоятельны.
Помимо изложенного выше основанием к признанию недействующим оспариваемого нормативно-правового акта в части ООО "С" приведены доводы о несоблюдением принципа экономической обоснованности расчета размера арендной платы, закрепленного Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. в„– 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Вместе с тем, как уже было отмечено выше, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. в„– 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В силу данного постановления размер арендной платы определяется в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономической обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении ставки арендной платы, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Как верно отмечено судом первой инстанции при принятии постановления от 11 июня 2019 г. в„– 652 оспариваемое значение Кказ - 1,0, отраженное в пункте 1.6 приложения к постановлению, получено администрацией Волгограда путем произведения арифметических действий в соответствии с требованиями абз. 10 п. 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. в„– 469-п.
Указанный нормативный акт органа государственной власти Волгоградской области являлся предметом судебной проверки Волгоградским областным судом в рамках дела по административному иску ООО "С", решением от 17 марта 2022 г. по делу в„– 3а-156/2022 в требованиях административного истца отказано. При этом судом подробно изложены мотивы отклонения доводов административного истца о нарушении принципа экономической обоснованности, которые в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ не подлежат переоценке при рассмотрении настоящего дела, на что обоснованно указано в оспариваемом решении суда.
Постановлением администрации Волгоградской области от 26 февраля 2018 г. в„– 89-п внесены изменения в Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. в„– 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", в части установления новой методики расчета арендной платы за земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости.
В соответствии с п. 1.6 Порядка Na 469-п коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 9 для определенных категорий арендаторов.
Согласно п. 1.15 Порядка в„– 469-п в случае если нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, не установлены значения коэффициента категории арендаторов земельных участков, для расчета арендной платы значения данного коэффициента принимаются равными 1.
В целях утверждения в установленном порядке значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на который не разграничена, департаментом муниципального имущества администрации Волгограда заключен муниципальный контракт в„– 21 от 9 апреля 2018 г. с ФГАОУ ВО "В" на выполнение научно-исследовательских работ по разработке экономического обоснования дифференциации и значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, расположенных в административных границах муниципального образования город-герой Волгоград, во исполнение которого представлен отчет по теме: "Разработка экономического обоснования дифференциации и значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, расположенных в административных границах муниципального образования город-герой Волгоград", который содержит экономически обоснованные значения Кказ.
При подготовке вышеуказанного отчета указано, что расчет значений Кказ произведен с использованием информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Экономическое обоснование коэффициентов арендных ставок произведено по видам экономической деятельности на основании рентабельности активов (для учета экономического потенциала земельного участка - потенциальной доходности осуществляемой экономической деятельности) путем сопоставления с категориями арендаторов, указанными в Приложении в„– 9 к Порядку в„– 469-п. Обоснована целесообразность дифференциации коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, по городскому округу город-герой Волгоград исходя из видов хозяйственной и иной деятельности. Произведен расчет коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимости, по городскому округу городу-герою Волгограду с использованием информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области.
Указанными доказательствами подтверждается, что оспариваемое значение коэффициента категории арендатора определено с соблюдением принципа экономической обоснованности, а коэффициент Кказ в оспариваемом п. 1.6 значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград: лица, использующие земельные участки для размещения (эксплуатации) станций технического обслуживания, автомоек, равный 1,0 определен при наличии соответствующего экономического обоснования.
Апелляционная жалоба доводов, опровергающих правильность выводы суд первой инстанции в указанной части не содержит.
Поскольку в удовлетворении административного иска отказано, у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные ст. 111 КАС РФ основания для взыскания с администрации Волгограда в пользу ООО "С" судебных расходов.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого по делу решения об отказе в признании оспариваемого пункта 1.6 значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, утвержденных постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2019 г. в„– 652 недействующим, поскольку не установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и в установленном порядке опубликован, и прав ООО "С" не нарушает.
Указания в апелляционной жалобе на необоснованность решения суда первой инстанции несостоятельны, так как при рассмотрении и разрешении административного дела судом правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора о проверке законности оспоренного в части нормативного правового акта, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Решение суда первой инстанции должным образом мотивировано, вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения указанного решения в апелляционном порядке не имеется.
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "С" К., - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.


------------------------------------------------------------------