По датам
Полезное
Выборки
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19.09.2023 по делу N 2а-4160/2023 <О признании недействующими абзацев 3 и 4 пункта 1 постановления администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской обл. от 29.03.2023 N 1718 "Об установлении платы родителей за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность">
ВОЛЖСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2023 г. по делу в„– 2а-4160/2023
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи: ФИО10.
при секретаре ФИО3
19 сентября 2023 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Волжского Волгоградской области к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта,
установил:
Прокурор города Волжского Волгоградской области обратился в Волжский городской суд Волгоградской области суд с указанным административным иском, в обоснование требований указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми.
Согласно ч. 2 ст. 65 Закона в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона в„– 273-ФЗ размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Частью 2 ст. 6 Закона Волгоградской области от 04.10.2013 в„– 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области" закреплено, что орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере образования, в пределах своей компетенции устанавливает максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
На основании изложенного, комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области принят приказ от 14.11.2022 в„– 87 "Об установлении максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий и ухода за детьми, на 2023 год", п. 34 приложения к которому для городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2023 год максимальный размер родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, в зависимости от условий и ухода за детьми, установлен в сумме 2526 рублей на детей в возрасте от одного года до трех лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10,5 - 12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце) и 2702 рубля на детей в возрасте от трех лет до семи лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10,5 - 12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце).
Таким образом, региональным законодателем для родителей детей первой категории максимальный размер ежедневной платы за соответствующие услуги установлен в сумме 109,8 рублей, для второй - 117,47 рублей.
Изучение абз. 3, 4 п. 1 постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718 "Об установлении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность" показало, что они не соответствуют указанным нормам законодательства, поскольку размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, установлен в сумме 127,32 рублей в день на одного ребенка в возрасте до 3 лет с пребыванием детей 12 часов и 138,07 рублей в день на одного ребенка в возрасте от 3 до 8 лет с пребыванием детей 12 часов.
Прокуратурой г. Волжского 10 мая 2023 года на постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718 "Об установлении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность" принесен протест, который, согласно письму администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 07.06.2023 в„– 04-12/523, отклонен.
Вместе с тем, завышение муниципальным нормативным правовым актом размера платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа город - Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку необоснованно накладывает на граждан, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения г. Волжского обязанность по уплате излишних денежных средств за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Прокурор, с учетом уточнения требований просит признать абзацы 3, 4 пункта 1 постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718 "Об установлении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми. осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность", не соответствующими п. 34 приложения к приказу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 14.11.2022 в„– 87 "Об установлении максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий и ухода за детьми, на 2023 год" и не действующими с даты вступления в силу решения суда.
В судебном заседании прокурор ФИО11. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить с учетом уточнения. Дополнительно пояснив, что процедура принятия оспариваемого в части постановления не нарушена и не оспаривается.
Представитель административного ответчика администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области ФИО12. в судебном заседании возражала против административного иска с учетом его уточнения по указанным в возражениях основаниям. В том числе, просила учесть, что постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718 в оспариваемой его части вынесено не в соответствии с требованиями установленными Приказом в„– 87 комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, а в соответствии с требованиями установленными нормами гражданского и семейного законодательства, и положениями Федерального закона в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно Письму Минобрнауки России от 24.04.2013 в„– ДЛ-101/08, присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, в соответствии с ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации. Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях.
С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей, законных представителей, и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом.
Из прямого толкования части 4 статьи 65 Закона об образовании следует, что при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, то есть расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, тогда как расходы на питание и хозяйственно-бытовое обслуживание детей включаются в родительскую плату.
Однако Приказом в„– 87 комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области для городского округа - город Волжский установлен индивидуальный размер родительской платы, исчисляемый как произведение наибольшего размера платы за отчетный период и индекса потребительских цен: в возрасте до 3 лет 109,8 руб. (109,8 руб. * 23 дня = 2526 руб. максимальный размер в месяц) и в возрасте от 3 до 7 лет 117,47 руб. (117,47 руб. * 23 дня = 2702 руб. максимальный размер в месяц).
То есть, максимальный размер родительской платы на 2023 год для городского округа - город Волжский установлен с учетом индекса потребительских цен, что в свою очередь создало проблемы с организацией полноценного питания и ухода за детьми в детских садах, поскольку установленные нормативы не покрывают расходы, связанные с приобретением продуктов питания и расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены, что в свою очередь приводит к нарушению установленных норм.
При этом, законодательно установлено, что обеспечение выполнения требований санитарного законодательства, предусматривающего обеспечение детей дошкольного возраста необходимым среднесуточным набором пищевой продукции, а также материалами хозяйственно-бытового назначения для обеспечения присмотра и ухода за детьми, затраты на приобретение продуктов питания и материалов хозяйственно-бытового назначения для выполнения норм, должно соответствовать действующим ценам на продукты питания и материалы хозяйственно-бытового назначения.
Таким образом, в целях надлежащего соблюдения организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области, постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718, с учетом нормативов бюджетных расходов на питание детей, был установлен размер платы, взимаемый с родителей, законных представителей за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, рассчитанный в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми на 2023 год, исходя из расчетно-нормативных затрат организаций на осуществление комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня: в возрасте до 3 лет 127,32 руб. (127,32 руб. * 23 дня = 2928,36 руб. размер родительской платы в месяц) и в возрасте от 3 до 8 лет 138,07 руб. (138,07 руб. * 23 дня = 3175,61 руб. размер родительской платы в месяц) соответственно.
Поскольку административным истцом не приведено доводов несоответствия оспариваемого нормативного муниципального акта действующему законодательству, в том числе правовому акту, имеющему большую юридическую силу принятому на федеральном уровне, чем приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 14.11.2022 в„– 87, доказательств, обосновывающих фактические основания административного искового заявления, административным ответчиком не представлено, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица управления образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области ФИО6 в судебном заседании позицию представителя административного ответчика и ранее представленные управлением письменные возражения поддержал, просил в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица ООО "<...>" ФИО7 в полной мере поддержал позицию, изложенную представителем административного ответчика, а также представленные обществом письменные возражения, в силу которых, по мнению общества, размер платы для города Волжского и города Волгограда значительно различаются, в том числе для детей в возврате от 1 года до 3 лет плата в г. Волгограде выше на 16%, для детей в возрасте от 3 лет до 7 лет - на 17%. При этом, не ясен алгоритм формирования указанных цен при том, что основные поставщики продуктов питания, склады и прочее находятся в г. Волгограде, расстояние между городом Волгоград и город Волжский составляет всего 10 км, в городах установлены одинаковые налоговые ставки для организаций общественного питания. Полагает, что приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области содержит отсылочные нормы, которые не были опубликованы в установленном порядке, не содержит расчета и принципов образования стоимости питания, имеет меньшую юридическую силу, чем ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нормам которых должно, в том числе, соответствовать оказание услуги питания детей. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил удовлетворить заявленные прокурором требования, поддержав доводы иска. Кроме того, указал, что комитетом в адрес главы администрации городского округа - город Волжский было направлено письмо от 03 апреля 2023 года в„– И-15/3063 о необходимости установить размер платы в соответствии с размером, указанном в приказе комитета в„– 87, на что получен ответ о том, что внесение таких изменений не планируется.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В силу пп. 16 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Устав городского округа - город Волжский Волгоградской области (принят в новой редакции постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 27.05.2005 в„– 137/1) (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Южному федеральному округу 09.11.2005 в„– RU343020002005001) в п. 12 ч. 1 ст. 6 к вопросам местного значения городского округа также относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Волгоградской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 9 Устава, по вопросам местного значения населением городского округа непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В свою очередь п. 3 ч. 2 ст. 9 Устава определено, что правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, входят в систему муниципальных правовых актов.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В силу части 1, части 2 и части 4 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.
За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.
Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Закон Волгоградской области от 04.10.2013 в„– 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области" (принят Волгоградской областной Думой 20.09.2013) регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в Волгоградской области в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей.
В силу частей 1, 2 ст. 6 Закона Волгоградской области от 04.10.2013 в„– 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области" (принят Волгоградской областной Думой 20.09.2013), государственное управление в сфере образования на территории Волгоградской области осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере образования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.
Орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере образования, в пределах своей компетенции: устанавливает максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Приказом комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 14.11.2022 в„– 87 "Об установлении максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий и ухода за детьми, на 2023 год" установлен для муниципальных образований, расположенных на территории Волгоградской области, максимальный размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми, на 2023 год согласно приложению.
Приведенный выше Приказ комитета в„– 87 от 14.11.2022 года, вопреки доводам возражений, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 17.11.2022, сетевое издание "Волгоград.Ру" www.pravo.volgograd.ru, 17.11.2022, "Волгоградская правда", в„– 117, 25.11.2022.
Из приложения к Приказу в„– 87 следует, что для городского округа - город Волжский Волгоградской области размер родительской платы составляет: в сумме 2526 рублей на детей в возрасте от одного года до трех лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10,5 - 12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце) и 2702 рубля на детей в возрасте от трех лет до семи лет с продолжительностью пребывания детей в группе 10,5 - 12 ч. (исходя из 23 рабочих дней в месяце).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Волжского Волгоградской области по обращению О. проведена проверка на предмет соответствия муниципальных нормативных правовых актов требованиям федерального законодательства. В ходе которой установлено, что постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718 "Об установлении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округе - город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность" установлен размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольные образовательных учреждениях установлен в сумме 127,32 рублей в день на одного ребенка в возрасте до 3 лет с пребыванием детей 12 часов и 138,07 рублей в день на одного ребенка в возрасте от 3 до 8 лет с пребыванием детей 12 часов.
Постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718 опубликовано в Волжском муниципальном вестнике в„– 13 (789) 04 апреля 2023 года, что в полной мере соответствует ч. 5 ст. Устава, которым предусмотрено опубликование муниципальных правовых актов городского округа в газете "Волжский муниципальный вестник".
Вместе с тем, приведенные выше абзацы 3 и 4 пункта 1 постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718 противоречат Федеральному закону РФ "Об образовании Российской Федерации", а именно его части 4 ст. 65, согласно которой размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
В адрес Главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области В. прокурором города Волжского внесен протест, которым прокурор требовал абзацы 3, 4 п. 1 постановления администрации городского округа город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718 "Об установлении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность" изменить, привести в соответствие с федеральным законодательством.
Администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области протест прокурора города Волжского рассмотрен 02 июня 2023 года с участием старшего помощника прокурора г. Волжского ФИО4, с принятием решения о его отклонении, со ссылкой на то, что при принятии постановления в„– 1718 администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области руководствовалась требованиями управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, обязывающими руководителей муниципальных дошкольных образовательных учреждений организовать питание в соответствии с действующим санитарным законодательством. Таким образом, увеличение размера родительской платы в 2023 году является обоснованным.
Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области неоднократно обращалась в комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области по вопросам увеличения для г. Волжского максимального размера родительской платы, внесения изменений в методику расчета максимального размера родительской платы, утвержденную приказом от 10.11.2015 в„– 1652. Также обращение об оказании содействия в утверждении максимального размера родительской платы за детский сад в г. Волжском, на уровне г. Волгограда было направлено в адрес прокуратуры г. Волжского.
В связи с вышеизложенным, администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области полагает, что основания для удовлетворения протеста в настоящее время отсутствуют.
В свою очередь, комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области также обращался в адрес главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с письмом от 03 апреля 2023 года аналогичного содержания и требованием о необходимости установления размера платы в соответствии с приказом комитета в„– 87, на что письмом от 21 апреля 2023 года комитет был уведомлен об отсутствии намерений по внесению соответствующих изменений.
Из оспариваемого нормативно - правового акта усматривается, что размер платы превышает максимальный размер, установленный приложением к приказу комитета в„– 87 от 14.11.2022 года, изданным, в свою очередь, в порядке, предусмотренным федеральным законодателем в ч. 4 ст. 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В этой связи, суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика со ссылками на разъясняющие письма Минобрнауки России от 24.04.2013 в„– ДЛ-101/08, а также на положения Семейного кодекса Российской Федерации о недопустимости уклонения родителей, законных представителей от бремени несения расходов на содержание детей, присмотр и уход за детьми в образовательных организациях.
В данном случае следует учесть, что изданный комитетом образования, науки и молодежной политики приказ в„– 87 от 14 ноября 2022 года принят уполномоченным органом в соответствии с требованиями ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Также не состоятельными к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требований административного искового заявления являются доводы возражений заинтересованных лиц.
Суд отмечает, что приказ комитета в„– 87 от 14 ноября 2022 года помимо того, что принят уполномоченным на то органом и в пределах его компетенции, в установленном законом порядке оспорен не был, недействующим не признан.
Также следует учесть, что Федеральный закон в„– 273-ФЗ оставляет на усмотрение учредителя и не устанавливает определенных параметров и каких-либо ограничений в регулировании учредителем образовательной организации вопросов установления родительской платы, за исключением содержащегося в ч. 4 ст. 65 Закона запрета на установление размера родительской платы выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области, являющаяся в силу Устава исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не правомочна вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод, отнесенных к ведению федерального законодателя, и издавать нормативно-правовой акт, противоречащий требованиям федерального законодателя и изданным в соответствии с ними нормативно-правовым актам субъекта Российской Федерации.
Суд также учитывает разъяснения, данные в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в силу которых, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Исходя из анализа приведенных выше норм права и разъяснений их применения следует, что необходимость признания нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу обусловлена тем, что ранее данный акт действовал и применялся для регулирования правоотношений в соответствующей области.
Постановление администрации городского округа - город Волжский в„– 1718 от 29 марта 2023 года в оспариваемой его части применялось значительный период времени, на его основании были реализованы права граждан и организаций, в связи с чем, возникли определенные правовые последствия.
Таким образом, суд считает правильной позицию прокурора о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части с момента вступления в законную силу судебного решения.
Оценив установленную в судебном заседании совокупность обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в виде постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718 в оспариваемой его части абзацев 3 и 4 пункта 1 противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно, положениям ч. 4 ст. 65 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и противоречит п. 34 приложения к приказу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области в„– 87 от 14 ноября 2022 года, в связи с чем, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим в части абзацев 3, 4 п. 1 приведенного постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.03.2023 в„– 1718 со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
При этом, суд не считает необходимым приведение в резолютивной части решения остальной части заявленных прокурором требований, а именно, о признании оспариваемой части нормативного правового акта не соответствующим п. 34 приложения к приказу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 14.11.2022 в„– 87 "Об установлении максимального размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, для каждого муниципального образования, находящегося на территории Волгоградской области, в зависимости от условий и ухода за детьми, на 2023 год", поскольку в силу п. 1 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.
Кроме того, положения п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагают на суд обязанность указать в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В этой связи, признавая оспариваемое постановление недействующим в части, суд считает необходимым возложить на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области обязанность сообщить о принятом судебном решении в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать не действующими с даты вступления в законную силу настоящего решения суда абзацы 3 и 4 пункта 1 постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29 марта 2023 года в„– 1718 "Об установлении платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа - город Волжский Волгоградской области, осуществляющих образовательную деятельность".
Возложить на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области обязанность сообщить о принятом судебном решении в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Справка: в окончательной форме решение суда составлено 22 сентября 2023 года.
Судья
------------------------------------------------------------------