Постановление администрации Николаевского муниципального района Волгоградской обл. от 31.05.2023 N 449 "О Порядке принятия решений об установлении и прекращении публичных сервитутов в отношении земельных участков и земель на территории Николаевского муниципального района Волгоградской области"



АДМИНИСТРАЦИЯ НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2023 г. в„– 449

О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ И ПРЕКРАЩЕНИИ
ПУБЛИЧНЫХ СЕРВИТУТОВ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", руководствуясь Уставом Николаевского муниципального района Волгоградской области, Уставом городского поселения г. Николаевск Николаевского муниципального района Волгоградской области, постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия решений об установлении и прекращении публичных сервитутов в отношении земельных участков и (или) земель на территории Николаевского муниципального района Волгоградской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит размещению на официальном сайте администрации Николаевского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Николаевского муниципального района - начальника отдела по развитию сельскохозяйственного производства Артемова А.А.

Глава Николаевского
муниципального района
А.А.ГРЕБЕННИКОВА





Утвержден
постановлением
администрации Николаевского
муниципального района
от 31.05.2023 в„– 449

ПОРЯДОК
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ И ПРЕКРАЩЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ
СЕРВИТУТОВ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬ
НА ТЕРРИТОРИИ НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и определяет процедуру принятия решений об установлении и прекращении публичных сервитутов в отношении земельных участков и (или) земель на территории Николаевского муниципального района Волгоградской области (далее - публичные сервитуты).
1.2. Публичные сервитуты устанавливаются для целей, определенных подпунктами 1 - 7 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
1.3. Положения настоящего Порядка не распространяются на отношения, связанные с установлением публичного сервитута:
- в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации;
- в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.
1.4. Публичный сервитут устанавливается и прекращается правовым актом администрации Николаевского муниципального района (далее - уполномоченный орган), который оформляется в форме постановления.
1.5. Установление и прекращение публичного сервитута подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

2. Установление публичного сервитута

2.1. Публичный сервитут устанавливается по ходатайству органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района (далее - органы местного самоуправления), или по инициативе уполномоченного органа.
2.2. В ходатайстве об установлении публичного сервитута указываются:
- наименование органа местного самоуправления, направившего ходатайство об установлении публичного сервитута;
- кадастровый номер земельного участка, в отношении которого или части которого предлагается установить публичный сервитут, адрес или иное описание местоположения такого земельного участка (если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка);
- учетный (условный) номер части земельного участка, применительно к которой предлагается установить публичный сервитут (если публичный сервитут предлагается установить в отношении части земельного участка);
- сведения о площади и местоположении земель, в отношении которых предлагается установить публичный сервитут (если публичный сервитут предлагается установить в отношении земель);
- цель установления публичного сервитута;
- срок действия публичного сервитута (в случае установления срочного публичного сервитута), либо указание на бессрочный характер публичного сервитута.
2.3. В случае, если права на земельный участок, в отношении которого или части которого предлагается установить публичный сервитут, не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в ходатайстве об установлении публичного сервитута указываются:
- сведения о собственниках и иных правообладателях земельного участка, в отношении которого или части которого предлагается установить публичный сервитут: в отношении физических лиц - фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства, в отношении юридических лиц - наименование, местонахождение;
- сведения об источнике получения информации о правах на земельный участок и (или) земли и форме получения указанной информации.
2.4. К ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются:
1) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя органа местного самоуправления, направившего ходатайство об установлении публичного сервитута, если с ходатайством обращается лицо, не являющееся руководителем указанного органа местного самоуправления;
2) обоснование необходимости установления публичного сервитута, в котором должны содержаться:
- сведения, подтверждающие, что нужды муниципального района не могут быть обеспечены без установления публичного сервитута;
- сведения, подтверждающие, что осуществление публичного сервитута является наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен;
3) сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (если публичный сервитут предлагается установить в отношении земель или части земельного участка).
2.5. Уполномоченный орган рассматривает ходатайство об установлении публичного сервитута и не позднее 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства возвращает его и прилагаемые к нему документы органу местного самоуправления, направившему ходатайство об установлении публичного сервитута, с указанием причин возврата, если для этого имеются следующие основания:
- ходатайство об установлении публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным пунктами 2.2 и (или) 2.3 настоящего Порядка;
- к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, указанные в пункте 2.4 настоящего Порядка;
- цель установления публичного сервитута, указанная в ходатайстве об установлении публичного сервитута, не соответствует целям, предусмотренным подпунктами 1 - 7 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ.
2.6. При отсутствии оснований для возврата документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия сведения из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке (земельных участках), в отношении которого (которых) или части которого (которых) предлагается установить публичный сервитут. Указанные сведения орган местного самоуправления, направивший ходатайство об установлении публичного сервитута, вправе представить самостоятельно (при представлении таких сведений органом местного самоуправления, направившим ходатайство об установлении публичного сервитута, межведомственный запрос не осуществляется).
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.
Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
2.7. Уполномоченный орган не позднее 20 рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута:
- опубликовывает сообщение о поступлении ходатайства об установлении публичного сервитута и возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов сельского поселения, по месту нахождения земельного участка (части земельного участка) и (или) земель, в отношении которого (которых) подано ходатайство об установлении публичного сервитута;
- размещает сообщение о возможном установлении публичного сервитута в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа и органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся земельный участок (часть земельного участка) и (или) земли, в отношении которого (которых) необходимо установить публичный сервитут.
2.8. Сообщение о возможном установлении публичного сервитута должно содержать:
- наименование уполномоченного органа, которым рассматривается ходатайство об установлении публичного сервитута;
- цель установления публичного сервитута;
- кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в отношении которого или части которого предлагается публичный сервитут (если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, его части);
- адрес или иное описание местоположения земель, в отношении которых предлагается публичный сервитут (если публичный сервитут предлагается установить в отношении земель);
- графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (если публичный сервитут предлагается установить в отношении земель или части земельного участка);
- адрес, по которому заинтересованные лица могут ознакомиться с поступившим ходатайством об установлении публичного сервитута и прилагаемым к нему графическим описанием местоположения границ публичного сервитута и перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (если публичный сервитут предлагается установить в отношении земель или части земельного участка), подать заявления об учете прав на земельные участки, а также срок подачи указанных заявлений, время приема иных заинтересованных лиц для ознакомления с поступившим ходатайством об установлении публичного сервитута.
2.9. Правообладатели земельных участков в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута вправе представить в уполномоченный орган возражения по вопросу установления публичного сервитута, заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с правообладателями земельных участков, в том числе их почтовый адрес и (или) адрес электронной почты.
2.10. По истечении 35 календарных дней со дня опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута, либо решение об отказе в установлении публичного сервитута и направляет его органу местного самоуправления, направившему ходатайство об установлении публичного сервитута.
2.11. Решение об установлении публичного сервитута должно содержать:
- кадастровый номер и площадь земельного участка (части земельного участка), в отношении которого или части которого устанавливается публичный сервитут;
- учетный (условный) номер земель (части земельного участка), применительно к которым устанавливается публичный сервитут (если публичный сервитут устанавливается в отношении части земельного участка);
- площадь земель, в отношении которых устанавливается публичный сервитут;
- местоположение публичного сервитута [указываются кадастровый номер, адрес земельного участка в случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельного участка или координаты характерных точек границ территории в случае, если публичный сервитут установлен в отношении земель (частей земельного участка)];
- цель установления публичного сервитута;
- срок действия публичного сервитута.
2.12. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении публичного сервитута по следующим основаниям:
- планируемое на условиях публичного сервитута использование земельного участка (части земельного участка), земель не допускается в соответствии с действующим законодательством;
- установление публичного сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка;
- испрашиваемый срок действия публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, превышает срок резервирования таких земель;
- ходатайство об установлении публичного сервитута поступило в отношении земельных участков и (или) земель, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка.
В решении об отказе в установлении публичного сервитута указываются основания для отказа в установлении публичного сервитута.
2.13. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута направляет такое решение и описание местоположения границ публичного сервитута в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), а также уведомляет собственника и иных правообладателей земельного участка, в отношении которого или части которого установлен публичный сервитут, о принятии правового акта об установлении публичного сервитута.
2.14. Структурным подразделением, обеспечивающим выполнение уполномоченным органом положений настоящей главы Порядка, является отдел по управлению имуществом и землепользованию администрации Николаевского муниципального района.

3. Прекращение публичного сервитута

3.1. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения уполномоченного органа о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.
В случае необходимости досрочного прекращения публичного сервитута он прекращается на основании решения уполномоченного органа.
3.2. Для принятия решения о прекращении публичного сервитута орган местного самоуправления, по ходатайству которого установлен публичный сервитут, обращается в уполномоченный орган с ходатайством о прекращении публичного сервитута.
3.3. В ходатайстве о прекращении публичного сервитута указывается:
- наименование органа местного самоуправления, направившего такое ходатайство;
- кадастровый номер земельного участка, в отношении которого или части которого предлагается прекратить публичный сервитут (если публичный сервитут установлен в отношении земельного участка);
- учетный (условный) номер земель (части земельного участка), применительно к которой планируется прекратить публичный сервитут (если публичный сервитут установлен в отношении части земельного участка);
- сведения о площади и местоположении земель (части земельного участка), применительно к которым планируется прекратить публичный сервитут;
- обоснование необходимости прекращения публичного сервитута;
- реквизиты решения об установлении публичного сервитута.
3.4. К ходатайству о прекращении публичного сервитута прилагаются:
- документы, подтверждающие отсутствие нужд муниципального района, для обеспечения которых ранее был установлен публичный сервитут (при их наличии);
- доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя органа местного самоуправления, в случае, если с ходатайством обращается лицо, не являющееся руководителем указанного органа местного самоуправления.
Уполномоченный орган может запрашивать иные документы, содержащие информацию, необходимую для рассмотрения ходатайства о прекращении публичного сервитута, в рамках межведомственного взаимодействия.
3.5. Уполномоченный орган рассматривает ходатайство о прекращении публичного сервитута и не позднее 5 рабочих дней со дня его получения возвращает ходатайство, прилагаемые к нему документы органу местного самоуправления, направившему ходатайство о прекращении публичного сервитута, с указанием причин возврата, если для этого имеются следующие основания:
- ходатайство о прекращении публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в пункте 3.3 настоящего Порядка;
- к ходатайству о прекращении публичного сервитута не приложен документ, предусмотренный абзацем 3 пункта 3.4 настоящего Порядка.
3.6. При отсутствии оснований для возврата документов, установленных пунктом 3.5 настоящего Порядка, уполномоченный орган не позднее 30 рабочих дней со дня поступления ходатайства о прекращении публичного сервитута рассматривает его, документы (сведения), полученные в рамках межведомственного взаимодействия, и принимает решение о прекращении публичного сервитута, либо решение об отказе в прекращении публичного сервитута и направляет его органу местного самоуправления, направившему ходатайство о прекращении публичного сервитута.
В решении об отказе в прекращении публичного сервитута указываются основания для отказа в прекращении публичного сервитута.
3.7. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в прекращении публичного сервитута, если в представленном ходатайстве о прекращении публичного сервитута и (или) прилагаемых к нему документах содержатся недостоверные сведения.
3.8. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении публичного сервитута направляет такое решение в орган регистрации прав, а также уведомляет собственника и иных правообладателей земельного участка, в отношении которого или части которого установлен публичный сервитут, о принятии правового акта о прекращении публичного сервитута.
3.9. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
3.10. Структурным подразделением, обеспечивающим выполнение уполномоченным органом положений настоящей главы Порядка, является отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Николаевского муниципального района.

4. Особенности установления и прекращения публичного
сервитута по инициативе уполномоченного органа

4.1. Установление и прекращение публичного сервитута по инициативе уполномоченного органа осуществляется в соответствии с настоящим Порядком с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
4.2. Уполномоченный орган при установлении публичного сервитута по своей инициативе:
- формирует сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (если публичный сервитут предлагается установить в отношении земель или части земельного участка);
- запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия сведения из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке (земельных участках), в отношении которого (которых) или части которого (которых) предлагается установить публичный сервитут;
- выполняет действия, предусмотренные пунктами 2.7 и 2.13 настоящего Порядка;
- по истечении 35 календарных дней со дня опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута принимает решение об установлении публичного сервитута и направляет его органу местного самоуправления, на территории которого находятся земельный участок (часть земельного участка) и (или) земли, в отношении которого (которых) необходимо установить публичный сервитут.
Уполномоченный орган не вправе принимать решение об установлении публичного сервитута в случаях, предусмотренных пунктом 2.12 настоящего Порядка.
4.3. Уполномоченный орган при прекращении публичного сервитута, установленного по своей инициативе:
- принимает решение о прекращении публичного сервитута и направляет его органу местного самоуправления, на территории которого находятся земельный участок (часть земельного участка) и (или) земли, в отношении которого (которых) необходимо прекратить публичный сервитут;
- выполняет действия, предусмотренные пунктом 3.8 настоящего Порядка.
4.4. Структурным подразделением, обеспечивающим выполнение уполномоченным органом положений пунктов 4.2 и 4.3 настоящего Порядка, является отдел по управлению имуществом и землепользованию администрации Николаевского муниципального района.


------------------------------------------------------------------