По датам
Полезное
Выборки
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 07.03.2023 по делу N 2а-1207/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления администрации Волгограда от 13.05.2022 N 538 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения">
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2023 г. по делу в„– 2а-1207/2023
34RS0008-01-2023-000462-73
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Полубояровой Е.Г.,
при секретаре Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 07 марта 2023 года административное дело по административному иску Е. к администрации Волгограда о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 13.05.2022 в„– 538 в части установления размера платы за содержание жилого помещения с 01.06.2022 для дома 8 по ул. Пражская г. Волгограда,
установил:
Администрацией Волгограда принято постановление от 13.05.2022 в„– 538 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы содержание жилого помещения". Указанное постановление опубликовано в газете "Городские вести. Ц. - Сталинград - Волгоград" в„– 52, 17.05.2022.
Е. обратился в суд с названным административным иском, мотивировав тем, что он является собственником квартиры в„– 3 по адресу: <...>. Постановлением Администрации Волгограда от 13.05.2022 в„– 538, с 1 июня 2022 года для дома по адресу <...> установлен размер платы в 22 руб. 25 коп. за 1 кв. м, за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. В этом размере платы не учтены расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества МКД. Таким образом, повышение размера платы было произведено на 35.4 процента, о том что повышении платы произведено на основании решения органа местного самоуправления истцу стало известно из ответа инспекции Госжилнадзора от 13.01.2023 в„– Ж-7666. Указанным постановлением ответчика на истца, который имеет в собственности квартиру по адресу <...> возложены обязанности по оплате коммунальных услуг в увеличенном размере, что влияет негативным образом на его имущественные права. Полагает, что ответчик при принятии решения об увеличении размера платы за содержание жилого помещения для дома по адресу <...> вышел за пределы своих полномочий, нарушил порядок принятия решения о ценообразовании в сфере ЖКХ, в связи с чем постановление Администрации Волгограда от 13.05.2022 в„– 538 в указанной части подлежит признанию незаконным по следующим основаниям. Постановлением Администрации Волгограда в„– 1181 от 12.11.2021 по состоянию на декабрь 2021 года установлен предел роста тарифов на коммунальные услуги и содержание жилья в размере 4,7%, тогда как в оспариваемом акте единовременно рост тарифа произведен на 35,4%. Повышение размера тарифа не является обоснованным ни с правовой, ни с экономической позиций. При принятии оспариваемого решения административным ответчиком нарушены права потребителей на участие в определении видов работ по содержанию и ремонту дома и самостоятельному определению тарифа на эти услуги. Основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации возможности в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату. Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, который находится под управлением управляющей организации, по общему правилу определяется на общем собрании собственниками помещений. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса). Как указано в письме инспекции Госжилнадзора от 13.01.2023 ООО "У" инициировала проведение общего собрания собственников с 12.04.22 по 28.04.22, в форме очно-заочного голосования. Однако общее собрание не имело кворума, поэтому решение об изменении размера платы за содержание общего имущества не было принято. Указанное обстоятельство послужило основанием для УК по обращению в орган местного самоуправления, для принятия данным органом решения об установлении размера платы волевым порядком. При рассмотрении обращения УК, орган местного самоуправления должен убедиться в том, что со стороны УК соблюден порядок инициирования по проведению общего собрания, а именно что заблаговременно жильцы ознакомлены с материалами и расчетами стоимости услуг, что жильцы заблаговременно ознакомлены с датой собрания, что жильцам переданы бюллетени для голосования. В случае несостоявшегося первого очного общего собрания, приняты ли со стороны УК подобные меры по созыву повторного собрания в очно-заочной форме. Фактически вышеуказанные действия со стороны в полном объеме УК не производились. Единственное, что было сделано, на несколько дней были вывешены в подъездах объявления, в которых не содержалось информации о том, что на повестку вынесен вопрос об установлении размера платы в таком повышенном размере. Материалы и расчеты увеличения размера платы не размещались, жильцам не предоставлялись, бюллетени для голосования в заочном порядке не передавались ни персонально, ни выкладывались в почтовые ящики. Формальные действия УК по проведению общего собрания собственников не могут свидетельствовать о том, что решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения собственниками не принято, а следовательно не возникла обязанность Администрации по установлению размера платы за содержание общего имущества в указанном многоквартирном доме.
Просит суд, признать недействующим постановление администрации Волгограда от 13.05.2022 в„– 538 в части установления размера платы за содержание жилого помещения с 01.06.2022 в размере 22 руб. 25 коп. за 1 кв. м, для дома по адресу <...> Волгоград.
Административный истец Е. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, по доводам изложенным в административном иске. Полагал, что общее собрание собственников собственником помещений многоквартирного дома проведено ненадлежащим образом, в связи с чем у администрации Волгограда не возникла обязанность по установлению размера платы за содержание общего имущества в указанном многоквартирном доме. Кроме того, полагал что повышение должно было быть произведено на 4,7% в соответствии с постановлением от 12.11.2021 в„– 1181, тогда как в оспариваемом акте единовременно рост тарифа произведен на 35,4%. Также указал что администрацией Волгограда не проведено экономическое обоснование необходимости повышения тарифов.
Представитель административного ответчика администрации Волгограда, заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда З. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица ООО "У" С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала что ими подан соответствующий требованиям пакет документов, подготовлено экономическое обоснование необходимости повышения тарифа, протокол общего собрания является действующим, его не оспаривали.
Представитель заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, до судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля, а также получив заключение прокурора Волгограда Ч., полагавшего заявленные Е. административные исковые требования не обоснованными, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В порядке ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативно-правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативно-правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 той же нормы установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Е. является собственником жилого помещения, однокомнатной квартиры по адресу: г. Волгоград, <...>.
Постановлением администрации г. Волгограда от 12.11.2021 года в„– 1181 установлен предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Постановлением администрации г. Волгограда от 13.05.2022 в„– 538 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения", с 01.06.2022 размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений установлен в размере 22 руб. 25 коп. кв. м мес. (рост размера платы за содержание жилого помещения составил 35,4% при допустимом 43,9%).
В рамках настоящего дела Е. оспаривается постановление администрации Волгограда от 13.05.2022 в„– 538 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения", которым с 01.06.2022 размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений установлен в размере 22 руб. 25 коп. кв. м мес. (рост размера платы за содержание жилого помещения составил 35,4% при допустимом 43,9%).
Суд учитывает, что постановление администрации Волгограда от 13.05.2022 в„– 538, содержит в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц, то есть отвечает всем признакам нормативных актов и подлежат проверке в порядке судебного нормоконтроля.
Проверяя наличие у администрации Волгограда полномочий на принятие оспариваемого нормативного акта, суд руководствуется следующим.
Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 ЖК РФ).
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частями 4, 7 статьи 156 и частью 4 статьи 158 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями устанавливать размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Такой размер платы устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Во исполнение статьи 158 ЖК РФ, руководствуясь пунктом 2.2.21 Положения департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоград городской Думы от 28.05.2014 в„– 13/393, департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда разработано постановление администрации Волгограда от 12.11.2021 в„– 1181 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решения установлении размера платы за содержание жилого помещения", которым установлены предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в зависимости от того, с какого года применяется размер платы за содержание жилого помещения управляющей организацией.
Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года в„– 213/пр (далее - Методические рекомендации).
В пунктах 3 Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Минстроя России от 6 апреля 2018 года в„– 213/пр, содержатся конкретные указания по способу расчета и определения размера платы.
В силу п. 4.1 Методических рекомендаций установлено, что предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен.
Как видно из представленных материалов, при установлении предельного индекса изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание помещения, администрация Волгограда руководствовалась индексам потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации, в соответствии с данными Росстата.
Индекс потребительских цен, определяется действующим Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которым, учитывая темпы роста потребительский цен в постановлении администрации Волгограда от 12.11.2021 в„– 1181 установлены предельные индексы изменения размера платы: на 31 декабря 2015 года в размере 43,9%; на 31 декабря 2016 года в размере 27,5%; на 31 декабря 2017 года в размере 21,0%; на 31 декабря 2018 года в размере 18,0%; на 31 декабря 2019 года в размере 13,2%; на 31 декабря 2020 года в размере 9,8%; на 31 декабря 2021 года в размере 4,7%.
Постановлением администрации Волгограда от 12.11.2021 в„– 1181 указан максимально возможный процент увеличения размера платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, был ограничен рост платы за содержание жилого помещения, в целях соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений, то есть управляющая организация в случае непринятия собственниками помещений решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения вправе применить предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденными приказом Минстроя от 06.04.2018 в„– 213/пр.
Что касается позиции административного истца в судебном заседании об отсутствии у администрации Волгограда полномочий на установление размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы содержание жилого помещения, поскольку данное решение уполномочены принимать только собственники помещений многоквартирного дома, то оно основано на неправильном толковании действующих правовых актов.
Исходя из подп. 6 п. 1 ст. 7 Устава города-героя Волгограда, систему муниципальных правовых актов Волгограда образуют, в числе прочих, постановления и распоряжения администрации Волгограда.
В пределах полномочий администрации Волгограда издает муниципальные правовые акты в форме постановлений и распоряжений администрации Волгограда, что следует из абз. 2 п. 3 ст. 38 Устава города-героя Волгограда.
Таким образом, постановление от 13.05.2022 в„– 538 издано администрацией Волгограда в пределах компетенции данного органа местного самоуправления, и введено в действие в установленном порядке с соблюдением правил его опубликования.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 в„– 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности" указано, что при разрешении споров, связанных с внесен. платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
В пункте 14 вышеуказанного постановления Пленума определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении на общем собрании размера платы за содержание жилого помещения следует в первую очередь учитывать, что размер платы за содержание жилого помещения, а именно обязанность по внесению которого возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2018 в„– 5-П).
Отношения между собственниками помещений и управляющей организацией, в том числе по поводу определения размера платы за жилое помещение, регулируются договором управления многоквартирным домом.
На основании пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом относится, в том числе, порядок определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения.
Согласно п. 3.1 договора управления в многоквартирном..., размер платы за жилое помещение пересматривается при изменении уровня инфляции, потребительских цен, в случае если собственники решением общего собрания не установили размер платы за жилое помещение, размер платы определяется равным размеру, установленному постановлением органа местного самоуправления.
Процедуру установления размера платы за содержание жилого помещения на территории муниципального городского округа город-герой Волгоград регламентирует Порядок установления размера платы за содержание жилого помещения, утвержденный решением Волгоградской городской Думы 27.09.2017 в„– 60/1748.
Согласно пункту 1.2 раздела 1 Порядка установлению подлежит размер платы для собственников жилых помещений в многоквартирном доме в случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании выбрали способ управления - управление управляющей организацией, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, в том числе, если при проведении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного (или очно-заочного) голосования такое общее собрание не имело кворума, указанного в части 3 статьи 45 ЖК РФ, при этом в силу части 5 статьи 46 ЖК РФ правовые последствия порождает только такое общее собрание, на котором приняты решения в установленном ЖК РФ порядке.
По смыслу приведенных нормативных положений Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если такое решение собственниками принято не было, то размер устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Заявителем на установление размера платы за содержание жилого выступает для собственников жилых помещений в многоквартирном управлении управляющей организацией - управляющая организация.
Раздел 2 Порядка регламентирует процедуру подачи документов на рассмотрение в департамент, а также какие именно документы представляет заявитель на рассмотрение.
В части изменения размера платы за содержание жилого помещения согласно пункту 2.1.3 Порядка заявитель представляет в департамент копии предложений управляющей организации об установлении размера платы, представленных собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, содержащих перечень работ (услуг), стоимость, объемы, периодичность и (или) график (сроки) их оказания и в том числе предложения о проведении текущего ремонта общего имущества многоквартирном доме, а также копии документов, подтверждающих предоставление для ознакомления собственникам жилых помещений в многоквартирном доме предложений.
В судебном заседании установлено и следует из представленных материалов, Управляющая организация ООО "У" инициировала проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <...> по вопросу изменения размера платы за жилое помещение с 12.04.2022 по 18.04.2022 в форме очно-заочного голосования. Извещение о проведении собрания собственников было вывешено на досках объявлений 10.03.2022, с пометкой "В связи с большим объемом документов с детализацией расчета можно ознакомиться по адресу: <...>, каб. 3.01".
В соответствии с представленным Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, адрес многоквартирного дома <...>, форма проведения общего собрания очно-заочное голосование в период с 12.04.2022 по 18.04.2022, общее собрание собственников не имело кворума, решение об изменении размера платы за услуги по содержанию общего имущества собственниками принято не было. При этом в силу части 5 статьи 46 ЖК РФ правовые последствия порождает только такое общее собрание, на котором приняты решения в установленном ЖК РФ порядке.
Учитывая вышеизложенное, ООО "У" обратилось с заявлением в Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда согласно Порядку установления размера платы за содержание жилого помещения, утвержденный решением Волгоградской городской Думы 27.09.2017 в„– 60/1748.
Полномочия департамента закреплены положением, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 в„– 13/393 (ред. от 27.07.2022) "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда". Согласно Положению департамент: п. 2.2.16. Осуществляет проверку расчета финансовых потребностей для установления размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и готовит проект муниципального правового акта Волгограда об установлении указанного размера платы; п. 2.2.21. Готовит проекты муниципальных правовых актов Волгограда об определении предельных индексов изменения размера платы за содержание жилого помещения, устанавливаемых администрацией Волгограда в случаях, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Решением Волгоградской городской Думы от 27.09.2017 в„– 60/1748 (ред. от 11.07.2018) утвержден Порядок установления размера платы за содержание жилого помещения (далее - Решение в„– 60/1748).
ООО "У" в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда подано заявление об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме на территории Волгограда, не принявших на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме решение о его установлении, с просьбой об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Волгоград, <...> связи с тем, что собственники жилых помещений в указанном многоквартирном доме на общем собрании, проведено с 12.04.2022 по 18.04.2022 в форме очно-заочного голосования не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
С заявлением ООО "У" в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда представлены следующие документы: копия приказа от 18.03.2014 в„– 13-ЛС о вступлении в должность генерального директора и копия протокола внеочередного общего собрания участников ООО "У1", копия протокола общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме в выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией и об утверждении условий договора управления многоквартирным домом, копия договора управления многоквартирным домом, копия предложения управляющей организации, представленную собственникам жилых помещений в многоквартирном доме об установлении размера платы, содержащее перечень работ (услуг) и их стоимость, подтверждение о предоставлении собственникам жилых помещений в многоквартирном доме данного предложения для ознакомления, протокол общего собрания от 18.04.2022 содержащий сведения об отсутствии кворума, сообщение о проведении общего собрания. Вопрос об утверждении перечня работ и услуг по управления многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с указанием периодичности их выполнения в повестку общего собрания не выносился, расчет размере платы за содержание жилого помещения выполнен в соответствии с договором управления. Расчет финансовых потребностей для установления размера платы с учетом минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 в„– 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", с учетом договора управления, состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества; копии договоров на оказание услуг, работ с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности; копии технической документации на многоквартирный дом, позволяющей определить состав, конструктивные особенности многоквартирного дома; копии актов технического осмотра (весеннего и осеннего) многоквартирного дома и ведомости объемов работ; опись представленных документов.
По результатам рассмотрения заявления и представленных управляющей организацией документов, постановлением администрации Волгограда от 13.05.2021 в„– 538 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, с 01.06.2022 размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений установлен в размере 22,25 руб./м2/мес., при этом рост размера платы за содержание жилого помещения составил 35,4% при допустимом 43,9%.
Согласно жилищному законодательству управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг гражданам надлежащего качества, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества в соответствии со стандартами и правилами деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Правительством РФ.
Размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг. При этом перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений, не может быть меньше Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 в„– 290.
Такой подход в полном объеме учитывает конструктивные элементы каждого многоквартирного дома, наличие и состав внутридомовых инженерных систем, наличие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, элементы озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного многоквартирного дома, геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома, что в итоге должным образом скажется на качестве обслуживания многоквартирного дома.
На основании вышеизложенного, а также в целях реализации пункта 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 в„– 491 (далее - Правила в„– 491), при установлении органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ собственникам помещений многоквартирных домов размера платы за содержание и ремонт общего имущества использовать подход по установлению такой платы исходя из конкретных видов услуг и работ, установленных собственниками помещений с учетом положений Правил в„– 491, Минимального перечня и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к содержанию общего имущества собственников помещений (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). На основании вышеизложенных норм обязанность по установлению размера платы за содержание жилого помещения возложена на орган местного самоуправления в силу прямого указания закона.
В части доводов административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которые обоснованы несоблюдением принципа экономической обоснованности расчета размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, необходимо отметить следующее.
Как указано представителем заинтересованных лиц администрации Волгограда и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда в судебном заседании, при принятии постановления от 13.05.2022 в„– 538 оспариваемого в части установления размера платы за содержание жилого помещения с 01.06.2022 для... г. Волгограда в размере 22 руб. 25 коп., получено администрацией Волгограда путем произведения арифметических действий в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. в„– 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", от 03 апреля 2013 г. в„– 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06 апреля 2018 г. в„– 213/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы", на основании решения Волгоградской городской Думы от 27 сентября 2017 г. в„– 60/1748 "Об утверждении Порядка установления размера платы за содержание жилого помещения".
Указанными доказательствами подтверждается, что оспариваемый размер платы за содержание жилого помещения с 01.06.2022 для... г. Волгограда в размере 22 руб. 25 коп., определен с соблюдением принципа экономической обоснованности.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Я. в судебном заседании пояснила, что работает начальником отдела организации установления платы за жилые помещения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда. Показала, что постановление об установлении платы на группы домов, действующее в настоящее время отменено, разработано постановление о применении платы относительно к каждому многоквартирному дому отдельно, что также регламентировано Письмом Минстроя в„– 7513-ОЛ/04 от 17.03.2016 и установлено необходимость при расчете тарифов учитывать технические особенности каждого дома. Многоквартирный дом это сложная техническая конструкция, при определении размера платы учитывается минимальный перечень необходимых условий обеспечивающих благоприятные, безопасные условия проживания граждан, соблюдение санитарных требований. Предельный индекс в 35,4% применен к данному многоквартирному дому поскольку последнее повышение платы имело место в мае 2015 года, следовательно повышение платы рассчитывалось с учетом индексации за весь период с момента установления платы в 2015 году до даты повышения в 2021 году. Плата за жилое помещение не регулируется государством, но установленный предельный индекс ограничивает рост платы, в случае если собственники помещения многоквартирного дома не установили плату на общем собрании собственников. ООО "У" в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда представлен пакет документов соответствующий требования п. 2.1 Положения, также представлен расчет обоснования размера платы с предоставлением подтверждающих документов, также осуществлен осмотр технического состояния дома, проведена оценка его состояния. Кроме того, представлены сведения о проведении внеочередного общего собрания собственников 10.03.2022, собственники были уведомлены о проведении общего собрания, кворума не было, в связи с чем впоследствии управляющая компания обратилась в Департамент. Размер платы установлен на срок не менее одного года, повышение тарифа является договорными отношениями управляющей компании и собственников многоквартирного жилого дома, носит заявительный характер.
У суда отсутствуют основания не доверять приведенным показаниям свидетеля, поскольку они согласуются с иными письменными доказательствами по делу, какой-либо заинтересованности Я. в исходе дела не установлено.
Довод административного истца о нарушении требований действующего законодательства ООО "У" при проведении общего собрания собственников многоквартирного дома, опровергается представленным протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, адрес многоквартирного дома <...>, форма проведения общего собрания очно-заочное голосование в период с 12.04.2022 по 18.04.2022, общее собрание собственников не имело кворума, решение об изменении размера платы за услуги по содержанию общего имущества собственниками принято не было.
При этом в судебном заседании установлено, что протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, адрес многоквартирного дома <...>, не оспаривался.
Довод административного истца о необходимости увеличения размера платы за содержание жилого помещения с 01.06.2022 для... г. Волгограда, согласно постановления от 12.11.2021 в„– 1181 "об установлении предельного индекса изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения" по состоянию на 31.12.2021 в размере 4,7%, основан на неверном толковании норм права, без учета факта осуществления индексации размера платы за содержание жилого помещения с 01.06.2022 для... г. Волгограда с 2015 года.
В порядке ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Так как постановление администрации Волгограда от 13.05.2022 в„– 538 принято в пределах компетенции администрации Волгограда, с соблюдением установленного порядка, оспариваемое положение не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу и прав Е. не нарушает, заявленный административный иск не подлежит удовлетворению.
Пункт 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ обязывает суд указать в решении суда на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
После вступления решения суда по настоящему делу в законную силу оно подлежит направлению в газету "Городские вести. Ц. - Сталинград - Волгоград" для опубликования сообщения о нем.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 213 - 215 КАС РФ суд
решил:
в удовлетворении требований Е. к администрации Волгограда о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 13.05.2022 в„– 538 в части установления размера платы за содержание жилого помещения с 01.06.2022 для... г. Волгограда - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в издании "Городские вести. Ц. - Сталинград - Волгоград".
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 17.03.2023.
Судья
Е.Г.ПОЛУБОЯРОВА
------------------------------------------------------------------