Приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 22.03.2023 N 551 "Об утверждении Положения о территориальном координационном центре"



КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 22 марта 2023 г. в„– 551

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
КООРДИНАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской обл.
от 11.05.2023 в„– 954)

В соответствии с подпунктом 1.1 Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в соответствии с целями и задачами, предусмотренными Типовой моделью системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Волгоградской области в 2023 году, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 23 декабря 2022 г. в„– 782 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в соответствии с целями и задачами, предусмотренными Типовой моделью системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Волгоградской области в 2023 году", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальном координационном центре (далее - Положение о ТКЦ).
2. Директорам государственных казенных учреждений центров социальной защиты населения (далее - центры социальной защиты населения):
1) представить начальнику управления организации предоставления мер социальной поддержки и социальных выплат (Никитиной Т.А.) для согласования с начальником отдела организации социального обслуживания граждан пожилого возраста в нестационарных условиях и работы с негосударственными организациями Л.А. Ильиной численности образуемых территориальных координационных центров проекты приказов об образовании территориальных координационных центров - не позднее 23 марта 2023 г.;
2) образовать в центрах социальной защиты населения территориальные координационные центры и утвердить их состав с учетом требований пунктов 4.3 и 4.4 Положения о ТКЦ - не позднее 31 марта 2023 г.;
3) обеспечить функционирование территориальных координационных центров в соответствии с требованиями Положения о ТКЦ с 31 марта 2023 г.;
4) представить начальнику отдела организации социального обслуживания граждан пожилого возраста в нестационарных условиях и работы с негосударственными организациями (Ильиной Л.А.) копии приказов об образовании территориальных координационных центров - не позднее 10 апреля 2023 г.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета социальной защиты населения Волгоградской области О.В. Васильеву и Д.Н. Михалева.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Председатель комитета
Л.Ю.ЗАБОТИНА





Приложение
к приказу
комитета социальной
защиты населения
Волгоградской области
от 22.03.2023 в„– 551

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ КООРДИНАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской обл.
от 11.05.2023 в„– 954)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные цели и задачи, полномочия и организацию деятельности территориального координационного центра, функционирующего в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, национального проекта "Демография" федерального проекта "Старшее поколение", в Волгоградской области.
1.2. Понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. в„– 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 07 февраля 2023 г. в„– 216 "Об утверждении Модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Волгоградской области" (далее - приказ комитета в„– 216).
1.3. Территориальные координационные центры создаются на базе государственных казенных учреждений центров социальной защиты населения, подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области (далее соответственно - центры социальной защиты населения, комитет), правовым актом центра социальной защиты населения.
1.4. Деятельность территориальных координационных центров осуществляется как непосредственно, так и во взаимодействии с региональным координационным центром, являющимся структурным подразделением учреждения, подведомственного комитету, не являющегося поставщиком социальных услуг, и иными участниками системы долговременного ухода.

II. Основные цели и задачи территориального
координационного центра

2.1. Территориальный координационный центр создается в целях обеспечения функционирования системы долговременного ухода на территории каждого муниципального образования Волгоградской области.
2.2. Задачами территориального координационного центра являются:
1) выявление граждан, нуждающихся в уходе;
2) определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) формирование базы данных о гражданах, включенных в систему долговременного ухода, обеспечение информационного обмена с участниками системы долговременного ухода;
4) организация контроля качества предоставления гражданам, нуждающимся в социальных услугах по уходу, социальных услуг по уходу;
5) проведение мониторинга функционирования системы долговременного ухода;
6) оказание содействия гражданам, нуждающимся в социальных услугах по уходу, в разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу поставщиками социальных услуг, подведомственными комитету;
7) осуществление консультирования поставщиков социальных услуг, а также граждан, осуществляющих уход, по вопросам получения социальных услуг по уходу, социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, и другим вопросам, связанным с функционированием системы долговременного ухода;
8) организация информирования граждан о системе долговременного ухода.

III. Полномочия территориального
координационного центра

3.1. В целях выявления граждан, нуждающихся в уходе, территориальным координационным центром осуществляется обработка информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей, в том числе, в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области в„– 1446, комитета здравоохранения Волгоградской области в„– 2178 от 30 июля 2019 г. "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и центров социальной защиты населения в рамках создания и функционирования системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Волгоградской области, включая организацию их медико-социального сопровождения" посредством:
1) государственной информационной системы "Единая информационная система органов социальной защиты населения Волгоградской области" и единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках информационного обмена сведениями о гражданах, выявленных:
при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при посещении гражданином участкового врача или иного врача, проведении диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях;
при взаимодействии с федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области", отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области и иными органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления;
2) обращения граждан, их законных представителей или иных лиц, действующих в их интересах:
на телефон "горячей линии" Call-центра "СДУ", организованный в региональном координационном центре;
на единый портал государственных и муниципальных услуг;
3) проведения опросов (анкетирования), поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых органами местного самоуправления, центрами социальной защиты населения, поставщиками социальных услуг, общественными организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами).
3.2. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется территориальным координационным центром в соответствии с правилами определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, утвержденными приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30 марта 2023 г. в„– 648 "Об утверждении Правил определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу", а также рекомендуемым алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, предусмотренным приложением в„– 2 к Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. в„– 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе", и включает:
(в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 11.05.2023 в„– 954)
1) заполнение по результатам оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) нужд и потребностей, обстоятельств и состояния гражданина, анкеты-опросника по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, форма которой утверждается нормативным правовым актом комитета (далее - анкета-опросник);
2) установление уровня нуждаемости в уходе;
3) определение у гражданина, нуждающегося в уходе, статуса гражданина, нуждающегося в социальных услугах по уходу;
4) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, за исключением относящихся к категории граждан, нуждающихся в социальных услугах по уходу, социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденным приказом комитета от 19 февраля 2015 г. в„– 345 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому" и Порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в организациях социального обслуживания Волгоградской области, утвержденным приказом комитета от 15 сентября 2021 г. в„– 1930 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в организациях социального обслуживания Волгоградской области";
5) подбор гражданину, нуждающемуся в социальных услугах по уходу, социальных услуг по уходу в соответствии с Типовым положением о пилотном внедрении социального пакета долговременного ухода, в рамках предоставления социальных услуг по уходу гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в паллиативной медицинской помощи, одиноким и одиноко проживающим участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в социальных услугах по уходу, утвержденным приказом комитета от 30 декабря 2020 г. в„– 2953 "О пилотном внедрении социального пакета долговременного ухода, в рамках предоставления социальных услуг по уходу гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в паллиативной медицинской помощи, одиноким и одиноко проживающим участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в социальных услугах по уходу" (далее - приказ комитета в„– 2953);
6) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, иных социальных услуг и социального сопровождения (с его согласия);
7) принятие в отношении граждан, нуждающихся в уходе, за исключением относящихся к категории граждан, нуждающихся в социальных услугах по уходу, решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании по форме, утвержденной приказом министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 15 января 2015 г. в„– 8 "Об утверждении некоторых форм" (далее - приказ Минтрудсоцзащиты в„– 8);
8) принятие в отношении граждан, нуждающихся в социальных услугах по уходу, решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, по форме, утвержденной приказом Минтрудсоцзащиты в„– 8;
9) составление и утверждение индивидуальной программы предоставления социальных услуг по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. в„– 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг" (далее - индивидуальная программа);
10) составление и утверждение дополнения к индивидуальной программе по форме, утвержденной приказом Минтрудсоцзащиты в„– 8, в отношении граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.
(в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 11.05.2023 в„– 954)
3.3. В целях формирования базы данных о гражданах, включенных в систему долговременного ухода, территориальный координационный центр обеспечивает внесение, передачу и хранение полученных сведений об указанных гражданах в модуле "Система долговременного ухода" государственной информационной системы "Единая информационная система органов социальной защиты населения Волгоградской области", в том числе сведений, содержащихся:
1) в анкете-опроснике;
2) в индивидуальной программе;
3) в дополнении к индивидуальной программе;
4) в составленном поставщиком социальных услуг отчете о предоставлении социальных услуг по уходу (далее - отчет), форма которого установлена приказом комитета в„– 2953;
5) в иных документах, формируемых при предоставлении социальных услуг по уходу и социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу.
3.4. В целях обмена сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, территориальный координационный центр осуществляет информационное взаимодействие с медицинскими организациями, поставщиками социальных услуг, иными участниками системы долговременного ухода, включая пункты проката технических средств реабилитации, школы ухода, центры дневного пребывания, посредством государственной информационной системы "Единая информационная система органов социальной защиты населения Волгоградской области" и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3.5. Работа в государственной информационной системе "Единая информационная система органов социальной защиты населения Волгоградской области" и единой системе межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. в„– 152-ФЗ "О персональных данных" и Федеральным законом от 08 июля 2006 г. в„– 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
3.6. В целях организации контроля качества предоставления гражданам, нуждающимся в социальных услугах по уходу (далее также - получатели социальных услуг по уходу), социальных услуг по уходу территориальный координационный центр осуществляет:
1) анализ информации о предоставлении социальных услуг по уходу получателю социальных услугах по уходу на основании сведений, содержащихся в государственной информационной системе "Единая информационная система органов социальной защиты населения Волгоградской области";
2) оценку соответствия результатов предоставления социальных услуг по уходу и их качества стандартам социальных услуг по уходу, предусмотренным приказом комитета в„– 2953, посредством наблюдения и опроса получателя социальных услуг по уходу, его законного представителя, граждан, осуществляющих уход;
3) анализ документов, подтверждающих предоставление социальных услуг по уходу получателю социальных услуг по уходу:
дополнения к индивидуальной программе;
договора о предоставлении социальных услуг по уходу;
отчета;
графиков работы сиделки (помощника по уходу);
дневника ухода гражданина, нуждающегося в социальных услугах по уходу;
иных документов, формируемых при предоставлении социальных услуг по уходу;
4) посещение получателя социальных услуг по уходу;
5) заполнение анкеты-опросника;
6) согласование с получателем социальных услуг по уходу рекомендуемого перечня социальных услуг по уходу (в составе бланка "Блок Г" анкеты-опросника);
7) подготовку отчета о результатах контроля качества предоставления социальных услуг по уходу.
3.7. В целях проведения мониторинга функционирования системы долговременного ухода территориальный координационный центр осуществляет сбор, обобщение, анализ и систематизацию информации:
1) по выявлению потенциальных получателей социальных услуг;
2) по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) по исполнению поставщиком социальных услуг дополнения к индивидуальной программе;
4) по получению территориальным координационным центром и исполнению сиделкой (помощником по уходу) медицинских рекомендаций при организации ухода за гражданином, нуждающимся в социальных услугах по уходу;
5) по обеспеченности техническими средствами реабилитации пунктов проката;
6) по организации в школах ухода обучения граждан, осуществляющих уход.
3.8. Мониторинг осуществляется с использованием государственной информационной системы "Единая информационная система органов социальной защиты населения Волгоградской области" и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
3.9. По результатам проведения мониторинга территориальный координационный центр готовит информационно-аналитические материалы и направляет их в региональный координационный центр.
3.10. В целях оказания содействия получателю социальных услуг по уходу, его законному представителю или гражданам, осуществляющим уход, в разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу поставщиками социальных услуг, подведомственными комитету, территориальный координационный центр:
1) осуществляет анализ проблемной или конфликтной ситуации;
2) организует взаимодействие со всеми участниками ситуации для урегулирования проблемы или конфликта, при необходимости к работе подключаются работники регионального координационного центра, выполняющие функции социальных координаторов в соответствии с Положением о региональном координационном центре, утвержденным приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 31 марта 2023 г. в„– 653 "Об утверждении Положения о региональном координационном центре";
(в ред. приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 11.05.2023 в„– 954)
3) подбирает варианты решения проблемной или конфликтной ситуации;
4) осуществляет контроль за исполнением принятого решения;
5) организует консультативную поддержку поставщиков социальных услуг, подведомственных комитету.
3.11. В целях обеспечения консультирования поставщиков социальных услуг, а также граждан, осуществляющих уход, по вопросам получения социальных услуг по уходу, социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу, и другим вопросам, связанным с функционированием системы долговременного ухода, работники территориального координационного центра:
1) повышают квалификацию по вопросам управления в социальной сфере, построения эффективного общения, разрешения конфликтных ситуаций, изучения психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
2) организуют проведение технического обучения специалистов, мероприятий по обмену опытом, ознакомлению с лучшими практиками.
3.12. Территориальный координационный центр обеспечивает информирование граждан о системе долговременного ухода по следующим вопросам:
1) порядок включения в систему долговременного ухода;
2) порядок определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) порядок и условия предоставления, социальных услуг, социальных услуг по уходу, социальных услуг, аналогичных социальным услугам по уходу;
4) условия обучения в школе ухода;
5) условия получения технических средств реабилитации в пункте проката технических средств реабилитации;
6) условия посещения центров дневного пребывания;
7) возможность поддержки граждан, осуществляющих уход.
3.13. Информирование о системе долговременного ухода осуществляется:
1) путем размещения информации на официальном сайте центра социальной защиты населения, на базе которого создан территориальный координационный центр, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в иных средствах массовой информации;
2) путем размещения информации на информационных стендах, оборудованных в помещениях центра социальной защиты населения, а также организаций социального обслуживания, медицинских организаций, органов местного самоуправления, в отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области и иных организаций с их согласия;
3) путем размещения информации на сайте комитета, сайтах органов местного самоуправления, поставщиков социальных услуг с их согласия;
4) путем распространения брошюр, листовок, буклетов;
5) при письменных или устных обращениях граждан в территориальный координационный центр.

IV. Организация деятельности территориального
Координационного центра

4.1. Состав специалистов, входящих в состав территориального координационного центра, определяется и утверждается правовым актом центра социальной защиты населения, на базе которого создан территориальный координационный центр.
4.2. Функционирование территориального координационного центра обеспечивается работниками, которые обладают знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на них задачи, в том числе работниками, которые уполномочены:
на определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - эксперт по оценке нуждаемости);
на взаимодействие с работниками регионального координационного центра, медицинских и иных организаций, поставщиков социальных услуг с гражданином, нуждающимся в уходе, гражданином, осуществляющим уход, в том числе при разрешение проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу поставщиками социальных услуг, подведомственными комитету (далее - социальные координаторы).
4.3. Эксперт по оценке нуждаемости обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере", утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. в„– 351н и от 18 ноября 2013 г. в„– 682н соответственно;
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления экспертной деятельности по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, установленные приказом комитета в„– 216.
4.4. Социальный координатор обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере", утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. в„– 351н и от 18 ноября 2013 г. в„– 682н соответственно;
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построения эффективного общения, разрешения конфликтных ситуаций, психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, установленные приказом комитета в„– 216.
4.5. Должностные обязанности, права и ответственность специалистов, входящих в состав территориального координационного центра, определяются должностными инструкциями, утвержденными руководителем центра социальной защиты населения, на базе которого создан территориальный координационный центр.
4.6. Контроль за деятельностью специалистов, входящих в состав территориального координационного центра, осуществляется руководителем центра социальной защиты населения, на базе которого создан территориальный координационный центр.


------------------------------------------------------------------