Постановление администрации Ленинского муниципального района Волгоградской обл. от 08.12.2023 N 569 "О создании системы оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района Волгоградской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций"



АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2023 г. в„– 569

О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ
ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 в„– 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 в„– 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением Губернатора Волгоградской области от 11.10.2021 в„– 705 "О региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Волгоградской области", руководствуясь Уставом Ленинского муниципального района Волгоградской области, постановляю:
1. Создать муниципальную систему оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района Волгоградской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Утвердить:
2.1. Положение о системе оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (прилагается).
2.2. Схему муниципальной системы оповещения населения Ленинского муниципального района (прилагается).
2.3. Тексты речевых сообщений по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (прилагаются).
3. Для оповещения населения Ленинского муниципального района об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации и по сигналам гражданской обороны использовать муниципальную систему оповещения Ленинского муниципального района.
4. Отделу по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, охране труда администрации Ленинского муниципального района:
- ежеквартально проводить проверку списка абонентов руководящего состава гражданской обороны и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района, телефонные номера которых включены в список абонентов, при необходимости вносить в них соответствующие изменения;
- ежемесячно, согласно Плану основных мероприятий Ленинского муниципального района в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, проводить проверку наличия и исправности средств оповещения Ленинского муниципального района.
5. Рекомендовать главам городского и сельских поселений:
- организовать на подведомственной территории систему оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проводить ежеквартальные корректировки списочного состава посыльных, водителей, задействованных в схемах оповещения;
- обеспечить оповещение и информирование населения по сигналам гражданской обороны и об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
6. Признать утратившими силу постановления администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области:
- от 24.07.2018 в„– 431 "О создании системы оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района Волгоградской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
- от 20.04.2021 в„– 219 "О внесении изменений в постановление администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области от 24.07.2018 в„– 431 "О создании системы оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района Волгоградской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций".
7. Контроль исполнения постановления оставляю за собой.
8. Постановление вступает в силу после его официального обнародования.

Исполняющий обязанности
главы Ленинского
муниципального района
А.В.КОЛТУНОВ





Утверждено
постановлением
администрации Ленинского
муниципального района
от 08.12.2023 в„– 569

ПОЛОЖЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ ОБ ОПАСНОСТЯХ,
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ
КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 в„– 28-ФЗ "О гражданской обороне", с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 в„– 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением Губернатора Волгоградской области от 11.10.2021 в„– 705 "О региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Волгоградской области".
1.2. Настоящее Положение определяет: порядок обеспечения своевременного оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории муниципального образования; состав, структуру, задачи системы оповещения; порядок создания и поддержания в готовности технических средств оповещения (ТСО).
1.3. Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих приведение органов управления силами гражданской обороны (ГО) и муниципального звена региональной (областной, краевой, республиканской) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС) в установленные степени готовности и доведение в минимально короткие сроки сигналов оповещения и информации. С этой целью на муниципальном и объектовом уровне создаются системы оповещения.
1.4. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей связи (общего пользования, выделенных, технологических, специального назначения), сетей вещания, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории муниципального образования. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и военное время.

II. Способы оповещения и информирования населения

2.1. Оповещение населения осуществляется:
- на муниципальном уровне - на территории муниципального образования;
- на объектовом уровне - в районе размещения потенциально опасного объекта.
2.2. Оповещение осуществляется:
- на муниципальном уровне с помощью местной системы оповещения, технических средств оповещения с использованием средств аппаратно-программного комплекса (АПК), через уличные пункты оповещения, радио- и телевизионных передатчиков, осуществляющих вещание на территории муниципального образования, мобильных (переносных) средств оповещения на территории муниципального образования, специализированных технических средств оповещения и информирования, местных средств массовой информации;
- на объектовом уровне (организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения).
Системы оповещения всех уровней должны быть организационно, технически и программно совместимы.
2.3. Специализированные технические средства оповещения и информирования включают в себя: светодиодные панели, комплекты средств видеонаблюдения, плазменные экраны, экраны типа "бегущая строка", мобильные передвижные комплексы, иные современные технические средства информирования.
2.4. Оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории муниципального образования осуществляются через местные средства массовой информации (СМИ) и официальный сайт администрации муниципального образования в сети Интернет.
2.5. Система оповещения муниципального образования состоит из сил и средств следующих организаций и служб:
- единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) муниципального образования (технические средства оповещения, аппаратно-программный комплекс (АПК), уличные пункты оповещения);
- оперативных служб, использующих автомобили с сигнальными голосовыми устройствами - пожарного спасательного отряда и территориального отдела МВД России;
- организаций теле- и радиовещания;
- СМИ;
- интерактивные установки наружной рекламы;
- интернет-ресурсы.
2.6. Система оповещения муниципального образования является частью региональной системы оповещения и может иметь в своем составе локальные системы оповещения.

III. Назначение, основные задачи и состав системы оповещения

3.1. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств ГО муниципального образования, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС и населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории муниципального образования.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и населения в автоматическом и (или) автоматизированных режимах.
3.2. Основными задачами системы оповещения муниципального образования являются:
а) доведение информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава, сил и средств ГО;
- органов управления муниципальным звеном региональной подсистемы РСЧС;
- специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- дежурно-диспетчерских служб (ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, и других организаций, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
б) организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения.
3.3. Основными задачами локальной (объектовой) системы оповещения являются:
а) обеспечение доведение информации и сигналов до:
- руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена региональной (областной, краевой, республиканской) подсистемы РСЧС муниципального образования;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- персонала организации, эксплуатирующий опасный производственный объект;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
б) организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения в зоне действия локальной системы оповещения.
3.4. Системы оповещения всех уровней используются в целях реализации задач защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3.5. Система оповещения населения муниципального образования обеспечивает:
- оповещение населения муниципального образования сигналом "Внимание всем!" путем централизованного включения электросирен на всей территории муниципального образования или выборочно в организациях и на отдельных территориях муниципального образования;
- оповещение руководящего состава ГО, муниципального звена региональной подсистемы РСЧС и организаций с использованием аппаратуры циркулярного вызова;
- доведение до органов управления, сил ГО и РСЧС;
- циркулярное и выборочное доведение до дежурных оперативных служб муниципального образования команд, сигналов управления и экстренной информации.

IV. Порядок создания, совершенствования и поддержания
готовности систем оповещения

4.1. Система оповещения создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности к задействованию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.2. Локальные системы оповещения создаются и поддерживаются в постоянной готовности, под руководством соответствующего руководителя организации с привлечением спасательной службы связи ГО организации.
4.3. Местная и локальные системы оповещения технически и программно взаимосвязаны с региональной системой оповещения населения (РСОН).
4.4. В целях обеспечения устойчивого функционирования системы оповещения при ее создании предусматривается создание и использование запасов мобильных средств оповещения.
Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются, поддерживаются в готовности к задействованию на муниципальном уровне в соответствии с постановлением главы муниципального образования, на объектовом уровне распоряжением или приказом руководителя организации. Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом.
4.5. В целях поддержания в постоянной готовности систем оповещения на территории муниципального образования организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности системы оповещения населения муниципального образования, с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к использованию системы оповещения населения муниципального образования без включения оконечных средств оповещения населения.
4.6. Поддержание технических средств оповещения систем оповещения в работоспособном состоянии включает в себя комплекс мероприятий по эксплуатационно-техническому обслуживанию систем оповещения (ЭТО).
Задачами ЭТО являются:
- предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров технических средств оповещения (ТСО) от норм, установленных эксплуатационно-технической документацией (ЭТД);
- устранение неисправностей путем проведения текущего ремонта ТСО;
- доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД;
- анализ и устранение причин возникновения неисправностей;
- продление сроков службы ТСО.
4.7. ЕДДС муниципального образования ежемесячно проводит проверки систем оповещения в соответствии с утвержденным графиком проверок.
Основные технические проверки включают в себя:
- ежедневную техническую проверку;
- полную проверку аппаратуры оповещения без запуска электросирен ежемесячно;
- полную проверку аппаратуры оповещения с запуском электросирен в соответствии с установленными планом-графиком.
Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания на территории муниципального образования согласовывается с руководством телерадиовещательных организаций. Проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче правительственных сообщений запрещается.
4.8. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения организуется организациями, на балансе которых находится аппаратура оповещения, и проводится организациями связи на договорных условиях.

V. Использование системы оповещения на территории
муниципального образования

5.1. Задействование системы оповещения производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. Распоряжение на задействование системы оповещения отдает:
- системы оповещения муниципального образования - руководитель ГО, председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования (КЧС и ОПБ) - глава Ленинского муниципального района или должностное лицо, его замещающее;
- локальной системы оповещения - руководитель организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях решение о задействовании локальных систем оповещения может быть принято дежурным диспетчером организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.
5.3. Непосредственные действия по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными ЕДДС Ленинского муниципального района, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.
5.4. В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаются руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, согласовываются с муниципальным казенным учреждением (МКУ) "Управление ГО и ЧС".
5.5. Основной способ оповещения населения на территории муниципального образования - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи.
Передача информации и сигналов оповещения для населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется оперативным дежурным ЕДДС Ленинского муниципального района по сетям связи для трансляции с использованием технических средств органов повседневного управления муниципального звена региональной подсистемы РСЧС, дежурных служб организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания.
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи записи непосредственно с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС муниципального образования.
По решению постоянно действующих органов управления муниципального звена региональной подсистемы РСЧС в целях оповещения передача информации и сигналов оповещения осуществляется с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.
Дежурно-диспетчерские службы организаций, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение и действуют в соответствии с имеющимися у них инструкциями.
Оповещение руководящего состава муниципального звена региональной подсистемы РСЧС, запуск электросирен осуществляется непосредственно с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС муниципального образования.
5.6. Муниципальное казенное учреждение "Управление ГО и ЧС", спасательная служба обеспечения связи ГО муниципального образования, организации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
О случаях задействования систем оповещения, в том числе несанкционированного, организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают ЕДДС Ленинского муниципального района, которые в свою очередь доводят информацию до Главы Ленинского муниципального района, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования (КЧС и ОПБ).
Запуск уличных пунктов оповещения осуществляется непосредственно с мест дежурных пунктов управления государственного казенного учреждения "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в субъекте РФ". Оповещение руководящего состава муниципального звена региональной подсистемы РСЧС, а также запуск электросирен расположенных на территории муниципального образования возможен с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС муниципального образования через средства АПК.
5.7. Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных станций, проводного вещания (независимо от форм собственности) на территории муниципального образования с перерывом трансляции вещательной программы осуществляется только для оповещения и информирования населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
5.8. Задействование специализированных технических средств оповещения и информирования осуществляется в соответствии с действующим законодательством по распоряжению руководителя ГО, председателя КЧС и ОПБ - главы Ленинского муниципального района.
5.9. Тексты сообщений для оповещения и информирования населения муниципального образования, видеоролики, используемые при задействовании специализированных технических средств оповещения и информирования, разрабатываются Муниципальным казенным учреждением "Управление ГО и ЧС" на основании типовых текстов сообщений, разработанных Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации.
5.10. Решение об оповещении и информировании населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования принимает руководитель ГО, председатель КЧС и ОПБ - Глава Ленинского муниципального района.
Координационным органом по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации через СМИ на территории Ленинского муниципального района является Муниципальное казенное учреждение "Управление ГО и ЧС".

VI. Порядок оповещения и информирования руководящего
состава, органов управления силами ГО и муниципального звена
региональной подсистемы РСЧС

6.1. Доведение сигналов о приведении в готовность органов управления силами ГО и муниципального звена региональной подсистемы РСЧС осуществляется оперативным дежурным ЕДДС муниципального образования по существующей системе централизованного оповещения и всем имеющимся каналам связи системы связи муниципального образования в установленном порядке.
6.2. Сигналы передаются по системе централизованного оповещения соответствующего уровня управления вне всякой очереди, циркулярно и выборочно (по направлениям), с центрального или загородного пункта управления.
6.3. Передача сигнала оповещения "Радиационная опасность" доводится только до органов ГО организаций. Данный сигнал может быть получен от вышестоящего органа, осуществляющего управление силами ГО и региональной (областной, краевой, республиканской) подсистемы РСЧС. Кроме того, с получением данного сигнала решение на оповещение и передачу текстов сообщений для населения Ленинского муниципального района принимает руководитель ГО, председатель КЧС и ОПБ глава Ленинского муниципального района.
6.4. Оповещение руководящего состава и спасательных служб обеспечения ГО муниципального образования осуществляется по системе циркулярного вызова:
- на служебные и домашние телефоны;
- путем СМС-информирования на мобильные телефоны через средства АПК и путем прямого оповещения дежурными службами по телефону, посыльными или другими установленными сигналами.

VII. Порядок оповещения и информирования населения

7.1. Команду оперативному дежурному ЕДДС Ленинского муниципального района для проведения оповещения на территории муниципального образования путем централизованного и выборочного (по направлениям) включения электросирен (сигнал "Внимание всем!") с последующим доведением информации по действующим сетям проводного, радио и телевизионного вещания дает руководитель ГО, председатель КЧС и ОПБ - глава Ленинского муниципального района.
7.2. В случае, не терпящем отлагательства (возникновения чрезвычайных ситуаций), оперативный дежурный ЕДДС Ленинского муниципального района производит запуск аппаратуры местной системы оповещения самостоятельно с немедленным докладом руководителю ГО, председателю КЧС и ОПБ - главе Ленинского муниципального района и начальнику Муниципального казенного учреждения "Управление ГО и ЧС".
7.3. Для дублирования сигналов оповещения населению и работающей смене организаций задействуется локальные системы оповещения, мобильные средства оповещения, производственные и транспортные гудки.
7.4. Оповещение о начале эвакуации населения организуется в установленном порядке, в организациях руководителями данных организаций.
7.5. Основным способом оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени считается передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио и телевизионного вещания независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
7.6. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации проводится включение электросирен, производственных гудков, других сигнальных средств, что означает подачу предупредительного сигнала "Внимание всем!". По этому сигналу население, рабочие и служащие организаций обязаны включить радио и телевизионные приемники для прослушивания экстренных сообщений. По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания, радиовещательные и телевизионные студии. Передача сигналов (сообщений) населению производится по каналам местного вещания.
Во всех случаях задействования системы централизованного оповещения с включением электросирен до населения немедленно доводится информация по существующим средствам проводного, радио и телевизионного вещания.
7.7. Ответственность за организацию своевременного оповещения и информирования населения муниципального образования возлагается на руководителя ГО, председателя КЧС и ОПБ - главу Ленинского муниципального района.
Ответственность за осуществление своевременного оповещения и информирования населения муниципального образования возлагается на Муниципальное казенное учреждение "Управление ГО и ЧС", в организации - на начальника штаба, либо работника, специально уполномоченного на решение задач в области ГО.
7.8. Для оповещения и информирования населения в районах размещения потенциально опасных объектов используются локальные системы оповещения (ЛСО), которые предназначены для своевременного доведения до проживающего в зоне ее действия населения, работающих смен потенциально опасных объектов и других организаций в зоне ее действия, сигнала "Внимание всем!" и информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, а также информации о развитии событий и рекомендаций по дальнейшим действиям.

VIII. Обязанности Муниципального казенного учреждения
"Управление ГО и ЧС", организаций связи, теле-
и радиовещательных студий по оповещению и информированию
населения

8.1. Муниципальное казенное учреждение "Управление ГО и ЧС":
- разрабатывает и адаптирует тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения (обычно используются разработанные МЧС России тексты сообщений) и организует их запись на цифровые носители;
- организует подготовку оперативных дежурных;
- планирует и проводит проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов и информации населению;
- разрабатывает документы о порядке взаимодействия соответствующих оперативных дежурно-диспетчерских служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания.
8.2. Организации связи:
- обеспечивают готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению сигналов и информации оповещения;
- организуют и осуществляют подготовку дежурных служб организаций и объектов;
- осуществляют подготовку эксплуатационно-технического персонала объектов связи;
- разрабатывает документы о порядке взаимодействия соответствующих оперативных дежурно-диспетчерских служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания.
8.3. Радио- и телевещательные службы муниципального образования:
- организуют и осуществляют подготовку дежурных служб и обслуживающего персонала объектов вещания;
- обеспечивают постоянную готовность технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;
- осуществляют по заявкам Муниципального казенного учреждения "Управление ГО и ЧС" запись речевых сообщений для населения на цифровые носители;
- обеспечивают постоянную готовность персонала объектов вещания к оповещению и информированию населения.

IX. Порядок финансирования систем оповещения

9.1. Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.





Приложение 1
к Положению о системе
оповещения населения
и информирования населения
Ленинского муниципального района
об опасностях, возникающих
при военных конфликтах или
вследствие этих конфликтов,
а также об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных
ситуаций, утвержденному
постановлением администрации
Ленинского муниципального района
от 08.12.2023 в„– 569

ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Муниципальная система оповещения оценивается как:
Оценка "готова к выполнению задач", если:
а) муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации и введена в эксплуатацию;
б) муниципальная система оповещения сопряжена с региональной системой оповещения;
в) на территории муниципального образования КСЭОН во всех зонах экстренного оповещения населения созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения соответствующего уровня;
г) в муниципальном образовании имеется положение о муниципальной системе оповещения, паспорт рекомендованного образца и другая документация по вопросам создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
д) муниципальная система оповещения в установленное настоящим Положением время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;
- сил ГО и РСЧС муниципального образования;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности;
- дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования;
е) регулярно проводятся проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН;
ж) своевременно проводится эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
з) техническое состояние системы оповещения населения оценено как "удовлетворительно";
и) не менее 75% населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем) муниципальной системы оповещения;
к) организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и его профессиональная подготовка;
л) при проверке готовности систем оповещения населения, проверяемый персонал действовал уверенно, выполнил поставленные задачи в установленные сроки;
м) созданы, поддерживаются в исправном состоянии соответствующие потребностям резервы стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами;
н) своевременно проводятся мероприятий по созданию и совершенствованию муниципальной системы оповещения и КСЭОН.
Оценка "ограниченно готова к выполнению задач", если выполнены пункты "а", "г", "д", "е", "з", "н" требований на оценку "готова к выполнению задач", вместе с тем:
а) на территории Ленинского муниципального района муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации, введена в эксплуатацию, но не сопряжена с региональной системой оповещения;
б) на территории Ленинского муниципального района КСЭОН созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения соответствующего уровня не менее чем в 75% зон экстренного оповещения населения;
в) своевременно проводится эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена технических средств оповещения, при этом имеются технические средства оповещения, выслужившие установленный эксплуатационный срок;
г) не менее 65% населения Ленинского муниципального района проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем) муниципальной системы оповещения;
д) организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и его профессиональная подготовка, но не актуализированы списки оповещения руководящего состава и сил ГО и РСЧС муниципального образования;
е) при проверке готовности систем оповещения населения проверяемый персонал допустил отдельные недостатки, действовал неуверенно, выполнил поставленные задачи в нарушение установленных сроков;
ж) созданы, поддерживаются в исправном состоянии не менее 75% от потребности резервов стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами.
Оценка "не готова к выполнению задач", если не выполнены требования на оценку "ограниченно готова к выполнению задач".





Приложение 2
к Положению о системе
оповещения населения
и информирования населения
Ленинского муниципального района
об опасностях, возникающих
при военных конфликтах или
вследствие этих конфликтов,
а также об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных
ситуаций, утвержденному
постановлением администрации
Ленинского муниципального района
от 08.12.2023 в„– 569

ТРЕБОВАНИЯ
К МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1. Требования к функциям, выполняемым системой оповещения населения:
а) прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня;
б) включение (запуск) не менее чем с одного пункта управления ГО и РСЧС;
в) взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления ГО и РСЧС одного уровня о задействовании системы оповещения населения;
г) автономное (децентрализованное) управление муниципальными системами оповещения;
д) автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска системы оповещения населения;
е) обмен информацией со взаимодействующими системами, в том числе мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах;
ж) подготовка и хранение аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем оповещения населения и технических средств оповещения;
з) формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений;
и) передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации;
к) двухсторонний обмен аудио-, аудиовизуальными и буквенно-цифровыми сообщениями;
л) установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, проверочный);
м) оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации;
н) дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и РСЧС;
о) приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде;
п) контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение;
р) приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящего уровня по отношению к нижестоящему;
с) контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи;
т) защита от несанкционированного доступа;
у) документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.
Порядок хранения информации документирования определяется положениями о муниципальной системе оповещения. Срок хранения информации документирования составляет не менее трех лет. Формат сохраняемой информации документирования определяется применяемыми в системе оповещения населения техническими средствами оповещения.
Технические средства оповещения транспортной инфраструктуры и транспортных средств должны соответствовать требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности и правилам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 в„– 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности".
2. Требования к показателям назначения:
а) время доведения сигнала и экстренной информации до населения в автоматизированном режиме функционирования не должно превышать 5 мин.;
б) при автоматическом режиме функционирования время прохождения сигналов оповещения и экстренной информации:
на муниципальном уровне - не более 8 сек.;
в) включение электрических, электронных сирен и мощных акустических систем для передачи сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" должно сопровождаться их звучанием изменяющихся тональности (от 300 до 600 Гц) и амплитуды звучания (от минимума до максимума). Во всех точках зоны адекватной идентификации сигнала оповещения (речевого сигнала оповещения) уровень звука, поступающий от какого-либо одного из оконечных устройств коллективного оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем), рассчитываемый для высоты 1,5 м над уровнем земли (поверхности пола), должен превышать не менее чем на 15 дБА суперпозицию звуковых сигналов, поступающих от других оконечных устройств коллективного оповещения, и постоянного шума, определяемого функциональным назначением данной зоны. В любой точке зоны оповещения уровень звука, поступающего от всех оконечных устройств, звукового и речевого оповещения, не должен превышать 120 дБА;
г) диагностирование состояния технических средств оповещения в системе оповещения населения, в том числе каналов управления, должно обеспечиваться:
- автоматическим контролем состояния с использованием встроенных программно-аппаратных средств - не реже одного раза в 30 мин.;
- передачей контрольных (тестовых) сообщений как циркулярно по всей системе оповещения населения, так и выборочно, по установленному графику, но не реже одного раза в сутки.
3. Требования к показателям надежности и живучести:
а) надежность (коэффициент готовности одного направления оповещения):
- для муниципального уровня - Кг не менее 0,995;
б) живучесть (вероятность живучести одного направления оповещения):
- для муниципального уровня - Рж не менее 0,95.
4. Требования к информационному обеспечению:
- основой информационного обеспечения системы оповещения населения должны быть территориально разнесенные базы данных и специальное программное обеспечение, включающие информацию об элементах системы, порядке установления связи, оповещаемых абонентах, исполнительных устройствах своего и подчиненных уровней управления с использованием единых классификаторов объектов, свойств и признаков для описания всех информационных ресурсов;
- состав, структура и способы организации данных должны обеспечивать наличие всех необходимых учетных реквизитов объектов оповещения, разбиение информации по категориям и независимость представления данных об объектах оповещения от других функциональных подсистем;
- информационный обмен между компонентами системы должен осуществляться по сетям связи и передачи данных с гарантированной доставкой команд управления и сообщений (информации) пункту управления ГО и РСЧС;
- при информационном взаимодействии со смежными системами должна обеспечиваться полная автономность программных и аппаратных средств системы оповещения населения, независимость подсистемы приема и отправки команд управления и сообщений (информации) от изменения категории информации, способов хранения и режима работы (автоматическом или ручном).
5. Требования к сопряжению:
- все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться;
- при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения);
- сопряжение региональной системы оповещения с муниципальными системами оповещения и КСЭОН, обеспечивается органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сопряжение локальных систем оповещения с муниципальными (региональной) системами оповещения осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, последствия аварий на котором могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами ее территории, гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности и гидротехническое сооружение высокой опасности.
6. Требования к защите информации:
- система оповещения населения должны соответствовать Требованиям к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным приказом ФСТЭК России от 14.03.2014 в„– 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 30.06.2014, регистрационный в„– 32919), с изменениями, внесенными приказами ФСТЭК России от 23.03.2017 в„– 49 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 25.04.2017, регистрационный в„– 46487) и от 09.08.2018 в„– 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 15.03.2021, регистрационный в„– 64063);
- муниципальная система оповещения должны соответствовать классу защищенности не ниже 3 класса.
7. Требования к средствам оповещения:
- технические средства оповещения должны соответствовать требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р 42.3.01-2021, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.02.2012 в„– 46-СТ;
- стандартизация и унификация технических средств оповещения должна обеспечиваться посредством использования серийно выпускаемых средств вычислительной техники повышенной надежности и коммуникационного оборудования;
- программное обеспечение муниципальной системы оповещения должно отвечать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 в„– 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- для текущего ремонта технических средств оповещения должны использоваться одиночные и (или) групповые комплекты запасных частей, инструмента и принадлежностей (далее - ЗИП).
Для оповещения работников организации и иных граждан, находящихся на ее территории, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций применяются как технические средства оповещения, так и элементы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
8. Требования электробезопасности:
- технические средства оповещения должны обеспечивать защиту обслуживающего персонала от поражения электрическим током при установке, эксплуатации, техническом обслуживании и устранении неисправностей;
- токоведущие составные части технических средств оповещения должны быть надежно изолированы и не допускать электрического замыкания на корпус, их корпуса должны быть заземлены в соответствии с указаниями, изложенными в эксплуатационной документации на технические средства оповещения;
- электропитание технических средств оповещения должно осуществляться от сети гарантированного электропитания, в том числе от источников автономного питания (для электромеханических сирен источники автономного питания не предусматриваются).
Сохранность информации в системе оповещения населения должна обеспечиваться при отключении электропитания (в том числе аварийном), отказах отдельных элементов технических средств оповещения и авариях на сетях связи.
9. Требования к размещению технических средств оповещения:
- технические средства оповещения должны размещаться на объектах в специально выделенных помещениях (зданиях, сооружениях) с ограниченным доступом людей и оснащенных системами вентиляции (кондиционирования), охранной и соответствующей противопожарной сигнализацией, выведенной на рабочее место дежурного персонала, либо в помещениях с постоянным нахождением дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала организации;
- технические средства оповещения, размещаемые на открытых пространствах (вне помещений, зданий, сооружений), должны устанавливаться в автономных защищенных термошкафах соответствующего климатического исполнения и оборудованы сигнализацией о несанкционированном их вскрытии, их размещение и функционирование должно быть безопасным для жизнедеятельности людей;
- установка всех технических средств оповещения должна осуществляться в местах, не подверженных воздействию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе быстро развивающихся.
10. Требования к громкоговорящим средствам на подвижных объектах, мобильным и носимым техническим средствам оповещения:
- технические средства оповещения должны размещаться на транспортных средствах повышенной готовности и проходимости (при необходимости могут использоваться водные и другие транспортные средства), а также соответствующего климатического исполнения;
- подвижные, мобильные, носимые технические средства оповещения должны обеспечивать автономное функционирование;
- технические средства оповещения должны обеспечивать, в том числе с помощью мощных акустических систем, подачу сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и передачу речевых сообщений;
- передача речевых сообщений должна осуществляться с микрофона либо ранее записанного сообщения на электронном или магнитом носителе.





Утверждена
постановлением
администрации Ленинского
муниципального района
от 08.12.2023 в„– 569

СХЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ТЛФ ТЛФ
Оперативный дежурный Оперативный дежурный ЦУКС
ГКУ Волгоградской области ВКС ВКС ГУ МЧС России по
"Центр управления и Волгоградской области
связи" ЭП ЭП

РАСИОН \/ \/ \/ \/\/ \/ \/

Глава района - < ЕДДС Ленинского > Отдел ГО и ЧС
Председатель КЧС и ПБ муниципального района администрации района

/\
ЭП факс ТЛФ ЭП факс ТЛФ

\/

Руководящий состав ТЛФ Главы городского и сельских
> Ленинского муниципального поселений
района


> Члены КЧС и ПБ Ленинского Лица, ответственные за
муниципального района включение местных систем <
ТЛФ оповещения

> Социально значимые объекты <
Посыльные <

> Объекты экономики <
\/

Население <
МЦТЭТ Волгоградского
> филиала ПАО "Ростелеком" /\ /\

\/

Лица, ответственные за ТЛФ
включение сирен ручного
привода <



ТЛФ - телефон
ВКС - видео-конференц-связь
ЭП - электронная почта
РАСИОН - региональная автоматизированная система информирования и оповещения населения





Утверждены
постановлением
администрации Ленинского
муниципального района
от 08.12.2023 в„– 569

ТЕКСТЫ РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ ПО ОПОВЕЩЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ
ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ
ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ, А ТАКЖЕ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Текст по оповещению населения в случае угрозы или
возникновения паводка (наводнения)

Внимание! Внимание!

Граждане! К вам обращается глава Ленинского муниципального района. Прослушайте информацию о мерах защиты при наводнениях и паводках.
Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям. Предупреждение об ожидаемом наводнении обычно содержит информацию о времени и границах затопления, а также рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации. Продолжая слушать местное радио или специально уполномоченных лиц с громкоговорящей аппаратурой (если речь идет не о внезапном подтоплении), необходимо подготовиться к эвакуации в место временного размещения, определяемого органами местного самоуправления (как правило, на базе средних школ), где будет организовано питание, медицинское обслуживание.
Перед эвакуацией для сохранности своего дома необходимо отключить воду, газ, электричество, потушить печи, перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и предметы, убрать в безопасные места сельскохозяйственный инвентарь, закрыть (при необходимости обить) окна и двери первых этажей подручным материалом.
При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой документы, деньги, ценности, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания на несколько дней и следовать на объявленный эвакуационный пункт.
При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток - вывесить на высоком месте полотнища; в темное - подавать световые сигналы.

Помните!!!

В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой, и пить некипяченую воду. Намокшими электроприборами можно пользоваться только после тщательной их просушки.

Текст по оповещению населения в случае получения штормового
предупреждения

Внимание! Внимание!

Граждане! К вам обращается глава Ленинского муниципального района.
Прослушайте информацию о действиях при получении штормового предупреждения Росгидрометеослужбы.
Штормовое предупреждение подается, при усилении ветра до 30 м/сек.
После получения такого предупреждения следует:
- очистить балконы и территории дворов от легких предметов или укрепить их;
- закрыть на замки и засовы все окна и двери;
- укрепить, по возможности, крыши, печные и вентиляционные трубы;
- заделать щитами ставни и окна в чердачных помещениях;
- потушить огонь в печах;
- подготовить медицинские аптечки и упаковать запасы продуктов и воды на 2 - 3 суток;
- подготовить автономные источники освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи);
- перейти из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения ГО.
Если ураган застал вас на улице, необходимо:
- держаться подальше от легких построек, мостов, эстакад, ЛЭП, мачт, деревьев;
- защищаться от летящих предметов листами фанеры, досками, ящиками, другими подручными средствами;
- попытаться быстрее укрыться в подвалах, погребах, других заглубленных помещениях.

Текст по оповещению населения в случае угрозы или
возникновения стихийных бедствий

Внимание! Внимание!

Граждане! К вам обращается глава Ленинского муниципального района.
Прослушайте информацию о правилах поведения и действиях населения при стихийных бедствиях.
Стихийные бедствия - это опасные явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Наиболее опасными явлениями для нашего района являются ураганы, наводнение, снежные заносы, бураны.
Они нарушают нормальную жизнедеятельность людей, могут привести к их гибели, разрушают и уничтожают их материальные ценности.
Об угрозе возникновения стихийных бедствий население оповещается по сетям местного радиовещания и посыльными.
Каждый гражданин, оказавшись в районе стихийного бедствия, обязан проявлять самообладание и при необходимости пресекать случаи грабежей, мародерства и другие нарушения законности. Оказав первую помощь членам семьи, окружающим и самому себе, гражданин должен принять участие в ликвидации последствий стихийного бедствия, используя для этого личный транспорт, инструмент, медикаменты, перевязочный материал.
При ликвидации последствий стихийного бедствия необходимо предпринимать следующие меры предосторожности:
- перед тем, как войти в любое поврежденное здание убедитесь, не угрожает ли оно обвалом;
- в помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами и др.);
- будьте осторожны с оборванными и оголенными проводами, не допускайте короткого замыкания;
- не включайте электричество, газ и водопровод, пока их не проверит коммунально-техническая служба;
- не пейте воду из поврежденных колодцев.

Текст обращения к населению при возникновении эпидемии

Внимание! Внимание!

Граждане! К вам обращается глава Ленинского муниципального района.
______________________ на территории Ленинского муниципального района в
(дата, время)
населенных пунктах ________________________________________________________
отмечены случаи заболевания людей и животных ______________________________
__________________________________________________________________________.
(наименование заболевания)
Администрацией поселения принимаются меры для локализации заболеваний и предотвращения возникновения эпидемии.
Прослушайте порядок поведения населения на территории Ленинского муниципального района:
- при появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к медработникам;
- не употреблять в пищу непроверенные продукты питания и воду;
- продукты питания приобретать только в установленных администрацией местах;
- до минимума ограничить общение с населением.
Информация предоставлена Главным врачом в ____________________________.
(название учреждения)

Текст обращения к населению при угрозе воздушного нападения
противника

Внимание! Внимание!
"Воздушная тревога", "Воздушная тревога"

Граждане! К вам обращается глава Ленинского муниципального района.
________________________ на территории Ленинского муниципального района
(дата, время)
существует угроза непосредственного нападения воздушного противника.
Вам необходимо:
- одеться самому, одеть детей;
- выключить газ, электроприборы, затушить печи, котлы;
- закрыть плотно двери и окна.
Взять с собой:
- средства индивидуальной защиты;
- запас продуктов питания и воды;
- личные документы и другие необходимые вещи;
- погасить свет, предупредить соседей о "Воздушной тревоге".
Занять ближайшее защитное сооружение (убежище, противорадиационное укрытие, подвал, погреб), и находиться там до сигнала "Отбой воздушной тревоги".

Текст обращения к населению, когда угроза воздушного
нападения противника миновала

Внимание! Внимание!
"Отбой воздушной тревоги", "Отбой воздушной тревоги"

Граждане! К вам обращается глава Ленинского муниципального района.
________________________ на территории Ленинского муниципального района
(дата, время)
угроза нападения воздушного противника миновала.
Вам необходимо:
- покинуть укрытие с разрешения обслуживающего персонала;
- заниматься обычной деятельностью.


------------------------------------------------------------------