Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской обл. от 29.05.2023 N 53 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, в Волгоградской области"



КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 29 мая 2023 г. в„– 53

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа комитета образования, науки и молодежной политики
Волгоградской обл. от 16.10.2023 в„– 97)

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06 мая 2019 г. в„– 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся", письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 мая 2021 г. в„– 08-99 "О проведении мониторинга эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, в Волгоградской области.
2. Ректору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" С.В. Куликовой, директору государственного казенного учреждения "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области" Д.Е. Орехову обеспечить реализацию Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, в Волгоградской области.
3. Руководителям государственных образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, подведомственных комитету образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, обеспечить организацию образовательного процесса с учетом Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области.
4. Рекомендовать руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, обеспечить реализацию Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, в Волгоградской области на территории муниципального района (городского округа) Волгоградской области.
5. Признать утратившими силу приказы комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области:
от 23 июля 2021 г. в„– 84 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области";
(в ред. приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской обл. от 16.10.2023 в„– 97)
от 10 октября 2021 г. в„– 899 "Об организации работы по проведению мониторинга показателей региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области".
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Председатель комитета
Л.М.САВИНА





Утверждена
приказом
комитета
образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 29.05.2023 в„– 53

КОНЦЕПЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Концепция региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, в Волгоградской области (далее именуется - Концепция) определяет нормативные, целевые, структурные, организационно-технологические основы региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, Волгоградской области.
1.2. Область применения.
Концепция распространяется на систему образования в Волгоградской области, системы образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, образовательных организаций Волгоградской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Концепция применяется при проведении независимой оценки качества образования в части установления качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
1.3. Нормативной правовой и методологической основой Концепции являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. в„– 273 "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. в„– 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06 мая 2019 г. в„– 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. в„– 678 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников";
постановление Администрации Волгоградской области от 30 октября 2017 г. в„– 574-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие образования в Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 24 июля 2020 г. в„– 553 "Об организации работы по проведению оценки региональных механизмов управления качеством образования в Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 11 апреля 2019 г. в„– 279 "Об утверждении Положения о проведении всероссийских проверочных работ в Волгоградской области".
1.4. В Концепции используются следующие основные понятия:
качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
независимая оценки качества образования - деятельность, направленная на установление качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
РСОКПО - система процедур оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в Волгоградской области (далее именуются - ОО).

2. Общая характеристика системы образования Волгоградской
области, актуальность реализации РСОКПО

2.1. Система образования Волгоградской области включает 1438 организаций, предоставляющих образовательные услуги различного уровня и направленности, в которых получают образование более 485 тысяч обучающихся и воспитанников. Общая численность педагогических работников составляет более 25 тысяч человек.
Сложившаяся в Волгоградской области практика проведения процедур оценки качества позволяет осуществлять комплексную и разноплановую оценку качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и устанавливать его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного и среднего общего образования.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в рамках международных, федеральных и региональных оценочных процедур:
всероссийские проверочные работы (далее именуются - ВПР);
государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования, включающая единый государственный экзамен, основной государственный экзамен (далее именуются соответственно - ГИА, ГИА-9, ГИА-11, ЕГЭ, ОГЭ), государственный выпускной экзамен;
международные сопоставительные исследования (TIMSS, PIRLS, PISA);
национальные исследования качества образования (далее именуются - НИКО);
общероссийские и региональные оценки по модели PISA (далее именуются - оценки по модели PISA);
региональные проверочные работы (далее именуются - РПР).
Используемые в Волгоградской области процедуры оценки качества образования соответствуют приоритетам современной государственной образовательной политики и позволяют установить качество подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Региональная система оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций имеет ряд недостатков:
недостаточный уровень объективности проводимых оценочных процедур, что не позволяет осуществлять эффективное управление качеством общего образования и принимать действенные меры по повышению его уровня;
преимущественная ориентация на выявление уровня достижения обучающимися предметных образовательных результатов, что не позволяет обеспечить целостность вывода о соответствии уровня подготовки требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в части метапредметных результатов;
недостаточное использование результатов различных оценочных процедур при организации образовательного процесса, функционировании внутренних механизмов оценки качества образования и принятии управленческих решений, что делает малоэффективными меры, направленные на повышение качества общего образования.
В этой связи построение региональной системы оценки качества образования должно базироваться на рекомендациях и нормативных правовых документах федерального, регионального и муниципального уровней по повышению объективности оценки образовательных результатов, по определению основных подходов к формированию графиков проведения оценочных процедур в ОО.
Важнейшим стратегическим направлением развития региональной системы оценки качества образования является обеспечение перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования, реализация которого возможна при усилении акцента обеспечения объективности и достоверности информации, полученной в ходе оценочных процедур, и системное использование результатов оценочных процедур для эффективного управления качеством образования на всех уровнях.

3. Цели и задачи РСОКПО

3.1. Целью РСОКПО является получение объективной информации о состоянии качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, тенденциях его изменения и факторах, способствующих повышению его уровня.
3.2. Основными задачами РСОКПО являются:
оценка результативности мероприятий по обеспечению образовательного равенства и доступности качественного образования;
повышение объективности оценочных процедур и эффективности функционирования внутришкольной системы оценивания;
организация целенаправленной работы на региональном, муниципальном и институциональном уровнях по выявлению уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов, а также уровня сформированности функциональной грамотности;
использование результатов международных, федеральных и региональных оценочных процедур в работе по повышению качества подготовки обучающихся и при принятии управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования;
3.3. Общими принципами РСОКПО являются:
усиление позиций мониторинговых исследований в системе оценки качества подготовки обучающихся;
объективность, достоверность, полнота и системность информации РСОКПО;
открытость и информационная безопасность при работе с персональными данными;
учет текущих и перспективных потребностей системы образования с учетом социально-экономических особенностей Волгоградской области;
снижение субъективности оценки за счет использования стандартизированных контрольно-измерительных материалов и автоматизированных информационных систем при определении качества освоения обучающимися образовательных программ;
инструментальность и технологичность показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
организация аналитической деятельности по результатам оценки качества;
соблюдение морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания.

4. Показатели РСОКПО

Показатели, свидетельствующие о достижении цели РСОКПО, выделены отдельно по каждой задаче.
4.1. Показатели по задаче "Оценка результативности мероприятий по обеспечению образовательного равенства и доступности качественного образования":
4.1.1. Доля лиц, имеющих статус "Участник с ограниченными возможностями здоровья" (далее именуется - ОВЗ) в региональной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования и успешно прошедших (без учета пересдач) ГИА-9 (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ).
4.1.2. Доля обучающихся 11 (12) классов, получивших аттестат о среднем общем образовании в год проведения оценки, от количества учащихся, начавших обучение в 10 классе в учебном году, предшествующем году проведения оценки.
4.1.3. Доля участников ОГЭ, выбравших экзамены по учебным предметам "Физика", "Химия" и приступивших к выполнению экспериментальной части.
4.1.4. Доля участников ЕГЭ, набравших минимальное количество баллов не менее чем по 3 предметам (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня и без учета пересдач).
4.1.5. Доля выпускников 11 (12) классов текущего года, результаты которых по трем и более ЕГЭ (кроме ЕГЭ по математике базового уровня), вошли в 25% лучших результатов по региону по трем и более ЕГЭ (кроме ЕГЭ по математике базового уровня) без учета пересдач.
4.1.6. Доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (далее именуются - выпускники СПО), занятых по виду деятельности и полученным компетенциям.
4.2. Показатели по задаче "Повышение объективности оценочных процедур и эффективности функционирования внутришкольной системы оценивания":
4.2.1. Доля ОО с признаками необъективности ВПР.
4.2.2. Доля ОО, в которых приняты меры по обеспечению объективности при проверке ВПР.
4.2.3. Доля ОО/пунктов проведения экзамена (далее именуется - ППЭ), охваченных общественным наблюдением (при проведении ВПР, итогового сочинения, итогового собеседования, ГИА-9 и ГИА-11).
4.2.4. Доля ОО, разместивших на своем официальном сайте график проведения оценочных процедур на текущий учебный год.
4.2.5. Доля участников оценочных процедур, работы которых перепроверены на региональном и/или муниципальном уровнях.
4.2.6. Доля участников ОГЭ, достигших порогового уровня по математике без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ).
4.2.7. Доля выпускников 11 (12) классов, получивших медаль "За особые успехи в учении", получивших по всем сдаваемым предметам ЕГЭ 75 баллов и выше (ЕГЭ по математике базового уровня 5 баллов) с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ.
4.3. Показатели по задаче "Организация целенаправленной работы на региональном, муниципальном и институциональном уровнях по выявлению уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов, а также уровня сформированности функциональной грамотности":
4.3.1. Доля обучающихся, завершивших освоение программы начального общего образования и достигших базового уровня предметной подготовки по русскому языку и математике в 4 классе, от общего числа обучающихся, осваивавших программу начального общего образования (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ).
4.3.2. Доля участников ОГЭ, не вошедших в группу с индексом низких результатов, получивших первичный балл выше порогового по русскому языку и математике без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ).
4.3.3. Доля выпускников 9 классов, достигших высокого уровня предметной подготовки по русскому языку и математике, от общего числа выпускников 9 классов без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ).
4.3.4. Доля выпускников 11 (12) классов, успешно сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ).
4.3.5. Доля выпускников 11 (12) классов, набравших высокие результаты (80 баллов и выше) по результатам ЕГЭ по русскому языку, математике профильного уровня и математике базового уровня без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ).
4.3.6. Доля обучающихся, выполнивших не менее установленного на региональном уровне процента заданий ВПР по отдельному предмету и классу, направленных на оценку сформированности метапредметных результатов и/или функциональной грамотности.
4.3.7. Доля обучающихся, успешно справившихся с заданиями читательской, математической и естественно-научной грамотности, от числа обучающихся, принимавших участие в РПР "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций".
4.4. Показатели по задаче "Использование результатов международных, федеральных и региональных оценочных процедур в работе по повышению качества подготовки обучающихся и при принятии управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования":
4.4.1. Доля образовательных организаций, в которых проведена оценка функциональной грамотности с использованием инструментария, разработанного на основе банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования") по математической, естественно-научной и читательской грамотности.
4.4.2. Доля образовательных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" для учителей, работающих в 5 - 10 классах, разработанных с учетом результатов сопоставительных исследований оценки качества образования: общероссийский и региональных оценок по модели PISA, НИКО, ВПР и РПР.

5. Методы сбора и обработки информации, сроки
и периодичность мониторинга показателей РСОКПО

5.1. Для определения значений показателей РСОКПО определены методы сбора и обработки информации, сроки и периодичность проведения мониторинга.
5.2. Сбор информации для мониторинга показателей РСОКПО осуществляется посредством проведения мониторинга и анализа результатов следующих мероприятий: федеральные оценочные процедуры (ГИА-9, ГИА-11, НИКО, ВПР); международные сравнительные исследования качества образования (TIMSS, PISA, PIRLS); общероссийская и региональная оценка по модели PISA; независимая оценка качества образования; федеральный государственный контроль качества образования; региональная проверочная работа.
5.3. Для сбора информации используются:
Федеральная информационная система оценки качества образования;
региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
подсистема "Сетевой Город. Образование" государственной информационной системы Волгоградской области "Единая информационная система в сфере образования Волгоградской области";
данные статистической отчетности;
данные ведомственной отчетности.
Данные ведомственной отчетности формируются на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательными организациями по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области.
В качестве дополнительных методов сбора информации выступают опрос и анкетирование участников образовательных отношений (руководителей и педагогических работников, обучающихся и их родителей), информативно-целевой анализ документов (включая официальные сайты ОО).
Полученные сведения обрабатываются отделом государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, Центром оценки качества государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования", отделом сопровождения дошкольного и общего образования государственного казенного учреждения "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области".
5.4. Сроки и периодичность мониторинга показателей РСОКПО определены в разрезе задач РСОКПО и представлены в приложении к настоящей концепции.

6. Анализ результатов мониторинга показателей РСОКПО,
разработка адресных рекомендаций, реализация мер
по повышению качества образования и принятие управленческих
решений, направленных на повышение качества общего
образования

6.1. По итогам мониторинга показателей РСОКПО проводится анализ его результатов. На основе анализа мониторинга показателей РСОКПО разрабатываются адресные рекомендации для муниципальных систем образования и образовательных организаций, реализуются меры по повышению качества образования, принимаются управленческие решения.
6.1.1. Адресные рекомендации для муниципальных систем образования и образовательных организаций содержат в том числе:
рекомендации о направлениях и содержании работы по повышению профессионального мастерства педагогических и управленческих работников, а также школьных команд с использованием ресурсов региональных и федеральных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования;
рекомендации по организации наставничества и поддержке молодых педагогов и управленцев;
рекомендации по эффективному использованию ресурсов, в том числе кадровых и материально-технических, муниципальной и школьной систем образования, включая организацию сетевого взаимодействия. Указанные рекомендации основываются на лучших практиках муниципальных систем образования и образовательных организаций, выявленных в ходе мониторинга показателей РСОКПО.
6.1.2. Меры по повышению качества образования включают в том числе:
мероприятия по обеспечению объективности оценочных процедур (в том числе на этапе проверки работ участников), формированию позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов;
организацию и проведение школьных, муниципальных и региональных оценочных процедур по выявлению уровня подготовки обучающихся в части достижения предметных и метапредметных образовательных результатов, а также развитию функциональной грамотности;
формирование основных образовательных программ общеобразовательных организаций, индивидуальных траекторий повышения профессионального мастерства педагогических и управленческих работников с учетом результатов международных сопоставительных исследований, оценок по модели PISA, а также ВПР, НИКО и РПР;
мероприятия по повышению качества подготовки обучающихся с участием работников органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и/или руководителей образовательных организаций;
информационно-разъяснительную работу с родителями (законными представителями) обучающихся, педагогическим сообществом по вопросам оценки качества подготовки обучающихся;
анализ и интерпретацию образовательных результатов школьников;
мероприятия по повышению качества подготовки обучающихся, показавших уровень образовательных результатов ниже базового;
принятие мер в отношении ОО, вошедших в зону риска по результатам оценочных процедур.
6.1.3. Управленческие решения включают в том числе:
принятие кадровых решений в отношении руководителей ОО, повторно включаемых в перечни школ, демонстрирующих необъективные результаты ВПР;
решения о стимулировании педагогических, управленческих работников, школьных команд;
решения об усилении контроля за организацией работы по повышению качества общего образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
6.2. Деятельность по анализу результатов мониторинга показателей РСОКПО, разработке адресных рекомендаций для муниципальных систем образования и образовательных организаций, реализации мер по повышению качества образования, принятию управленческих решений осуществляется на региональном, муниципальном и институциональном уровнях следующими структурными элементами РСОКПО:
комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области;
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования";
государственное казенное учреждение "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области";
органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области;
службы, осуществляющие методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области;
ОО Волгоградской области, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
6.3. Структурные элементы РСОКПО в рамках анализа результатов мониторинга показателей РСОКПО, разработки адресных рекомендаций и реализации мер по повышению качества образования, принятия управленческих решений и анализа их эффективности осуществляют следующие функции.
6.3.1. Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области:
осуществляет нормативное правовое регулирование проводимых оценочных процедур;
обеспечивает разработку контрольных измерительных материалов для проведения региональных оценочных процедур;
утверждает перечень ОО - пунктов проведения региональных оценочных процедур;
организует общественное наблюдение за ходом проведения оценочных процедур;
организует проведение региональной проверки и перепроверки работ участников оценочных процедур;
обеспечивает проведение анализа результатов мониторинга показателей РСОКПО;
обеспечивает формирование адресных рекомендаций для муниципальных систем образования и образовательных организаций по повышению качества образования и направляет их в конкретные органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области и образовательные организации;
обеспечивает принятие мер по повышению качества образования;
принимает управленческие решения по результатам оценочных процедур, обеспечивает их гласность и коллегиальность;
проводит анализ эффективности принятых мер и управленческих решений по повышению качества образования.
6.3.2. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования":
обеспечивает организационно-технологическое сопровождение оценочных процедур;
участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Волгоградской области;
разрабатывает контрольные измерительные материалы для проведения региональных оценочных процедур;
предоставляет информацию по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области для проведения мониторинга показателей РСОКПО;
осуществляет методическое сопровождение работников муниципальных методических служб на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, педагогических работников и руководителей образовательных организаций, общественных наблюдателей по вопросам оценки качества подготовки обучающихся;
осуществляет подготовку статистико-аналитических отчетов и информационно-аналитических материалов по итогам проведения оценочных процедур;
выявляет лучшие муниципальные и институциональные практики в сфере качества подготовки обучающихся;
разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных учебных предметов и дисциплин на основе результатов оценочных процедур;
формирует адресные рекомендации для муниципальных систем образования и образовательных организаций по повышению качества образования, включая конкретные мероприятия по повышению профессионального мастерства педагогических и управленческих работников;
осуществляет сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития РСОКПО;
обеспечивает информационную поддержку РСОКПО.
6.3.3. Государственное казенное учреждение "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области":
осуществляет взаимодействие с работниками служб, осуществляющих методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, органами, осуществляющими управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, руководителями ОО, общественными наблюдателями по вопросам оценки качества подготовки обучающихся;
обеспечивает подготовку информационно-аналитических материалов и проектов нормативных правовых документов по вопросам РСОКПО.
6.3.4. Органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области:
обеспечивают проведение региональных и муниципальных оценочных процедур в муниципальных ОО, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования;
организуют общественное наблюдение за ходом проведения оценочных процедур;
осуществляют контроль за объективным проведением оценочных процедур и оцениванием работ участников оценочных процедур;
осуществляют муниципальные проверки и перепроверки работ участников оценочных процедур;
обеспечивают предоставление информации по запросу комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области для проведения мониторинга показателей РСОКПО;
осуществляют ресурсную поддержку функционирования служб, осуществляющих методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области;
реализуют адресные рекомендации для муниципальных систем образования по повышению качества общего образования;
обеспечивают формирование и направление адресных рекомендаций ОО по повышению качества образования;
принимают управленческие решения по результатам оценки качества подготовки обучающихся на муниципальном уровне;
обеспечивают гласность и коллегиальность при принятии управленческих решений в области РСОКПО;
проводят анализ эффективности принятых мер и управленческих решений по повышению качества образования.
6.3.5. Службы, осуществляющие методическое сопровождение образовательного процесса на территориях муниципальных районов, городских округов Волгоградской области:
формируют адресные рекомендации ОО по повышению качества образования;
осуществляют методическую поддержку педагогических работников муниципальных ОО по вопросам оценки качества подготовки обучающихся;
принимают участие в организационно-технологическом и информационно-методическом сопровождении оценочных процедур в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области;
участвуют в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике РСОКПО;
осуществляют сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития РСОКПО в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области;
обеспечивают информационную поддержку РСОКПО в муниципальных районах, городских округах Волгоградской области;
используют результаты процедур оценки качества образования для определения приоритетных направлений повышения квалификации педагогических работников муниципальных ОО.
6.3.6. ОО Волгоградской области, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования:
реализуют полученные адресные рекомендации по повышению качества образования;
проводят информационно-разъяснительную работу с участниками образовательных отношений по вопросам проведения оценочных процедур и качества подготовки обучающихся;
обеспечивают участие обучающихся, педагогических работников и административно-управленческого персонала в региональных и муниципальных оценочных процедурах;
обеспечивают объективное проведение оценочных процедур и оценивание работ участников оценочных процедур;
организуют общественное наблюдение при проведении оценочных процедур;
осуществляют своевременное информирование участников образовательных отношений о результатах оценочных процедур;
осуществляют ведение информационных баз данных в рамках РСОКПО;
предоставляют информацию для проведения мониторинга показателей РСОКПО;
проводят анализ эффективности принятых мер и управленческих решений по повышению качества образования.

7. Анализ эффективности принятых мер и управленческих
решений по развитию РСОКПО

7.1. Результаты анализа принятых мер и управленческих решений по развитию РСОКПО отражаются в аналитическом отчете о текущем состоянии РСОКПО, который содержит сведения о динамике показателей РСОКПО, свидетельствующие о степени эффективности реализованных мер и управленческих решений по повышению качества общего образования.
Аналитический отчет о текущем состоянии РСОКПО формируется отделом государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, Центром оценки качества государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования", отделом сопровождения дошкольного и общего образования государственного казенного учреждения "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области".
7.2. Аналитический отчет о текущем состоянии РСОКПО проходит обсуждение в два этапа.
На первом этапе аналитический отчет о текущем состоянии РСОКПО представляется на заседании рабочей группы для координации работы по оценке региональных механизмов управления качеством образования в Волгоградской области, которая определяет наличие или отсутствие проблемных зон по результатам проведенного анализа принятых мер и управленческих решений по развитию РСОКПО.
На втором этапе аналитический отчет о текущем состоянии РСОКПО обсуждается в ходе ежегодных индивидуальных собеседований с руководителями органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области.
7.3. По итогам обсуждения комитетом принимается коллегиальное решение о сущностных характеристиках следующего управленческого цикла по дальнейшему развитию РСОКПО и повышению качества общего образования.

Начальник отдела
государственной итоговой
аттестации и оценки качества
общего образования комитета
М.С.БЕЙТУГАНОВА





Приложение
к Концепции региональной
системы оценки качества
подготовки обучающихся
образовательных организаций,
реализующих программы
начального, основного
и среднего общего образования,
в Волгоградской области

ПЛАН-ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

в„– п/п
Наименование показателя региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области (далее именуется - РСОКПО); описание расчета показателя РСОКПО
Сроки предоставления информации
Источник получения информации
Ответственный за предоставление информации
Ответственный за сбор и обработку информации
1
2
3
4
5
6
Задача 1. "Оценка результативности мероприятий по обеспечению образовательного равенства и доступности качественного образования"
1.1.
Доля лиц, имеющих статус "Участник с ограниченными возможностями здоровья" (далее именуется - ОВЗ) в региональной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее именуются - РИС ГИА Волгоградской области) и успешно прошедших (без учета пересдач) государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования (далее именуется - ГИА-9) (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ);
- отношение количества выпускников 9 классов (дети-инвалиды, ребенок с ОВЗ), успешно сдавших экзамены по русскому языку и математике (без пересдач), к общему количеству лиц, имеющих статус "Участник с ОВЗ" в РИС ГИА Волгоградской области
В течение 1 месяца после завершения периода проведения ГИА-9
РИС ГИА Волгоградской области
Региональный центр обработки информации государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - РЦОИ)
Отдел государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - отдел ГИА)
1.2.
Доля обучающихся 11 (12) классов, получивших аттестат о среднем общем образовании в год проведения оценки, от количества учащихся, начавших обучение в 10 классе в учебном году, предшествующем году проведения оценки;
- отношение количества обучающихся, зачисленных в 10 класс в предыдущем учебном году к числу выпускников 11 (12) класса текущего года, получивших аттестат по итогам досрочного и основного периода единого государственного экзамена (далее именуется - ЕГЭ). В расчете не учитываются обучающиеся 10 - 11 класса, выбывшие в другой муниципальный район (городской округ) Волгоградской области или регион и по этой причине не проходившие ГИА в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в Волгоградской области (далее именуется - ОО), в которой они начали освоение программы среднего общего образования
До 15 августа ежегодно
Подсистема "Сетевой Город. Образование" государственной информационной системы Волгоградской области "Единая информационная система в сфере образования Волгоградской области" (далее именуется - ГИС Волгоградской области "Образование");
данные ведомственной отчетности
Орган, осуществляющий управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Волгоградской области (далее именуются - МОУО)
Центр оценки качества образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - ЦОКО)
1.3.
Доля участников ОГЭ, выбравших экзамены по учебным предметам "Физика", "Химия" и приступивших к выполнению экспериментальной части;
- отношение числа обучающихся 9-х классов, выбравших для прохождения ГИА-9 экзамены по физике, химии и приступивших к экспериментальной части, к общему числу участников ГИА-9 в текущем учебном году
До 15 августа ежегодно
РИС ГИА Волгоградской области
РЦОИ
Отдел ГИА
1.4.
Доля участников ЕГЭ, набравших минимальное количество баллов не менее чем по 3 предметам (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня и без учета пересдач);
- отношение числа участников ЕГЭ, набравших по трем предметам (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня и без учета пересдач), минимальное количество баллов ЕГЭ, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программ специалитета, к общему числу участников ЕГЭ
До 15 августа ежегодно
РИС ГИА Волгоградской области
РЦОИ
Отдел ГИА
1.5.
Доля выпускников 11 (12) классов текущего года, результаты которых по трем и более ЕГЭ (кроме ЕГЭ по математике базового уровня), вошли в 25% лучших результатов по региону по трем и более ЕГЭ (кроме ЕГЭ по математике базового уровня) без учета пересдач;
- отношение числа выпускников 11(12) классов текущего года, результаты которых вошли в 25% лучших результатов по региону по трем и более предметам ЕГЭ (кроме ЕГЭ по математике базового уровня), к общему числу участников ЕГЭ
До 15 августа ежегодно
РИС ГИА Волгоградской области
РЦОИ
Отдел ГИА
1.6.
Доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (далее именуются - выпускники СПО), занятых по виду деятельности и полученным компетенциям;
- расчет показателя производится в соответствии с приказом комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 31 января 2023 г. в„– 73 "Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Профессионалитет"
До 30 ноября ежегодно
Данные ведомственной отчетности
Отдел профессионального образования и науки комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - отдел профессионального образования)
Отдел профессионального образования
Задача 2. "Повышение объективности оценочных процедур и эффективности функционирования внутришкольной системы оценивания"
2.1.
Доля ОО с признаками необъективности всероссийских проверочных работ (далее именуется - ВПР);
- отношение количества муниципальных и государственных общеобразовательных организаций, продемонстрировавших признаки необъективности ВПР в текущем учебном году, к общему количеству муниципальных и государственных общеобразовательных организаций
Сроки определяются на федеральном уровне
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и/или подведомственные ей организации;
данные статистической отчетности
-
Отдел ГИА
2.2.
Доля ОО, в которых приняты меры по обеспечению объективности при проверке ВПР;
- отношение количества муниципальных и государственных общеобразовательных организаций, в которых обеспечена объективность проверки работ участников ВПР (организация перекрестной проверки и/или проверка работ муниципальной комиссией), к общему количеству муниципальных и государственных общеобразовательных организаций
В течение 1 месяца после завершения периода проведения соответствующей оценочной процедуры
Данные ведомственной отчетности
МОУО
Отдел ГИА
2.3.
Доля ОО/пунктов проведения экзаменов (далее именуется - ППЭ), охваченных общественным наблюдением (при проведении ВПР, итогового сочинения, итогового собеседования, ГИА-9 и ГИА-11);
- отношение количества муниципальных и государственных образовательных организаций, в которых организовано общественное наблюдение при проведении ВПР, к общему числу муниципальных и государственных образовательных организаций;
- отношение количества муниципальных и государственных образовательных организаций, в которых организовано общественное наблюдение при проведении итогового сочинения/итогового собеседования по русскому языку, к общему числу муниципальных и государственных образовательных организаций;
- отношение количества ППЭ ГИА-9, в которых организовано общественное наблюдение при проведении основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего образования (далее именуются соответственно - ОГЭ и ГВЭ-9), к общему числу пунктов проведения;
- отношение количества ППЭ ГИА-11, в которых организовано общественное наблюдение при проведении ЕГЭ и государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования (далее именуется - ГВЭ-11), к общему числу пунктов проведения ЕГЭ и ГВЭ-11
В течение 1 месяца после завершения периода проведения соответствующей оценочной процедуры
РИС ГИА Волгоградской области;
данные ведомственной отчетности
МОУО;
РЦОИ
Отдел ГИА
2.4.
Доля ОО, разместивших на своем официальном сайте график проведения оценочных процедур на текущий учебный год;
- отношение количества муниципальных и государственных ОО, на официальных сайтах которых размещены (в соответствии с рекомендациями комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области) графики проведения оценочных процедур на текущий учебный год, к общему числу муниципальных и государственных ОО
До конца сентября текущего учебного года
Сайты ОО
ОО
ЦОКО
2.5.
Доля участников оценочных процедур, работы которых перепроверены на региональном и/или муниципальном уровнях;
- отношение числа участников ВПР, итогового сочинения/собеседования, ОГЭ, ЕГЭ, работы которых по отдельным предметам перепроверены на региональном и/или муниципальном уровнях, к общему числу участников ВПР по данному предмету, итогового сочинения/собеседования, ОГЭ, ЕГЭ
В течение 1 месяца после завершения периода проведения соответствующей оценочной процедуры
Федеральная информационная система оценки качества образования (далее именуется - ФИС ОКО);
РИС ГИА Волгоградской области
ГИС Волгоградской области "Образование";
данные ведомственной отчетности
МОУО
РЦОИ
ЦОКО
2.6.
Доля участников ОГЭ, достигших порогового уровня по математике без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ);
- отношение количества выпускников 9-х классов, получивших результат не ниже удовлетворительного по итогам экзамена по математике (без учета пересдач), к общему числу участников ОГЭ
До 15 августа ежегодно
РИС ГИА Волгоградской области
РЦОИ
Отдел ГИА
2.7.
Доля выпускников 11 (12) классов, получивших медаль "За особые успехи в учении", получивших по всем сдаваемым предметам ЕГЭ 75 баллов и выше (ЕГЭ по математике базового уровня 5 баллов) с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ;
- отношение количества выпускников 11 (12) классов, получивших медаль "За особые успехи в учении" и получивших по всем сдаваемым предметам ЕГЭ 75 баллов и выше (ЕГЭ по математике базового уровня 5 баллов), к общему числу выпускников 11 (12) классов, получивших медаль "За особые успехи в учении"
До 15 августа ежегодно
РИС ГИА Волгоградской области
РЦОИ;
МОУО
Отдел ГИА
Задача 3. "Организация целенаправленной работы на региональном, муниципальном и институциональном уровнях по выявлению уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов, а также уровня сформированности функциональной грамотности"
3.1.
Доля обучающихся, завершивших освоение программы начального общего образования и достигших базового уровня предметной подготовки по русскому языку и математике в 4 классе, от общего числа обучающихся, осваивавших программу начального общего образования (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ);
- отношение количества обучающихся 4 класса, справившихся с заданиями ВПР базового уровня по русскому языку и математике, к общему числу участников ВПР по русскому языку и математике в 4 классе
В течение 1 месяца после завершения ВПР
ФИС ОКО
ОО;
МОУО
ЦОКО
3.2.
Доля участников ОГЭ, не вошедших в группу с индексом низких результатов, получивших первичный балл выше порогового по русскому языку и математике без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ);
- отношение количества участников ОГЭ по русскому языку, получивших 20 и более баллов и участников ОГЭ по математике, получивших 14 и более баллов (с учетом обязательного выполнения заданий по геометрии), к общему числу сдававших ОГЭ по русскому языку и математике
До 15 августа ежегодно
РИС ГИА Волгоградской области
РЦОИ
Отдел ГИА
3.3.
Доля выпускников 9 классов, достигших высокого уровня предметной подготовки по русскому языку и математике, от общего числа выпускников 9 классов без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ);
- отношение числа участников ОГЭ по русскому языку, получивших 31 - 33 первичных балла (из них не менее 6 баллов за грамотность по критериям ГК1 - ГК4), и участников ОГЭ по математике, получивших 29 - 31 первичный балл (из них не менее 2 баллов за выполнение заданий по геометрии), к общему числу участников ОГЭ по русскому языку и математике
До 15 августа ежегодно
РИС ГИА Волгоградской области
РЦОИ
ЦОКО
3.4.
Доля выпускников 11(12) классов, успешно сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ);
- отношение числа участников ЕГЭ (выпускников текущего года) по русскому языку и математике (базового и профильного уровня) преодолевших порог (без учета пересдач), к количеству выпускников текущего года, сдававших ЕГЭ по русскому языку и математике базового и профильного уровня
До 15 августа ежегодно
РИС ГИА Волгоградской области
РЦОИ
Отдел ГИА
3.5.
Доля выпускников 11 (12) классов, набравших высокие результаты (80 баллов и выше) по результатам ЕГЭ по русскому языку, математике профильного уровня и математике базового уровня без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ);
- отношение числа участников ЕГЭ, получивших от 80 баллов по русскому языку и участников ЕГЭ, получивших от 81 балла по математике профильного уровня (или 5 баллов по математике базового уровня), к общему числу участников ЕГЭ по русскому языку, математике профильного уровня и математике базового уровня
До 15 августа ежегодно
РИС ГИА Волгоградской области
РЦОИ
Отдел ГИА
3.6.
Доля обучающихся, выполнивших не менее установленного на региональном уровне процента заданий ВПР по отдельному предмету и классу, направленных на оценку сформированности метапредметных результатов и/или функциональной грамотности;
- отношение числа обучающихся 4 - 8 классов, выполнивших не менее установленного по выбору региона процента заданий ВПР по отдельному предмету и классу, направленных на оценку сформированности метапредметных результатов и/или функциональной грамотности, к общему числу выполнявших ВПР по отдельному предмету и классу
В течение 1 месяца после завершения ВПР
ФИС ОКО
ОО;
МОУО
ЦОКО
3.7.
Доля обучающихся, успешно справившихся с заданиями читательской, математической и естественно-научной грамотности, от числа обучающихся, принимавших участие в региональной проверочной работы "Исследование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций" (далее именуется - РПР);
- расчет показателя проводится отдельно по читательской, математической и естественно-научной грамотности, как отношение количества участников успешно, успешно справившихся с заданиями, к общему числу участников РПР
В течение 1 месяца после завершения РПР
Данные ведомственной отчетности
ОО;
МОУО
ЦОКО
Задача 4. "Использование результатов международных, федеральных и региональных оценочных процедур в работе по повышению качества подготовки обучающихся и при принятии управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования"
4.1.
Доля образовательных организаций, в которых проведена оценка функциональной грамотности с использованием инструментария, разработанного на основе банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования Российской академии образования") по математической, естественно-научной и читательской грамотности
До 31 декабря и 25 мая текущего учебного года
Информационная система "Функциональная грамотность" пользователя с ролью "Администратор регионального уровня"
Администратор регионального уровня
Отдел ГИА
4.2.
Доля образовательных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - ГАУ ДПО "ВГАПО") для учителей, работающих в 5 - 10 классах, разработанных с учетом результатов сопоставительных исследований оценки качества образования: общероссийских и региональных оценок по модели PISA (далее именуется - оценок по модели PISA), национальных исследований качества образования (далее именуется - НИКО), всероссийский проверочных работ (далее именуется - ВПР) и региональных проверочных работ (далее именуется - РПР);
- отношение числа образовательных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых ГАУ ДПО "ВГАПО" для учителей, работающих в 5 - 10 классах, разработанных с учетом результатов оценок по модели PISA, НИКО, ВПР и РПР, к общему числу образовательных программ дополнительного профессионального образования, реализуемых ГАУ ДПО "ВГАПО" для учителей, работающих в 5 - 10 классах
До 01 декабря ежегодно
Данные ведомственной отчетности
ГАУ ДПО "ВГАПО"
Отдел ГИА

Начальник отдела
государственной итоговой
аттестации и оценки качества
общего образования комитета
М.С.БЕЙТУГАНОВА


------------------------------------------------------------------