Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской обл. от 05.06.2023 N 58 "О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области"



КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 5 июня 2023 г. в„– 58

О СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. в„– 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста", распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. в„– Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области.
2. Ректору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" С.В. Куликовой определить:
координатором региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, созданный на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования";
должностное лицо, ответственное за работу в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования, в том числе за формирование и ведение паспорта региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
3. Признать утратившим силу приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 28 февраля 2022 г. в„– 12 "О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области".
4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Е.Г. Логойдо.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Председатель комитета
Л.М.САВИНА





Утверждено
приказом
комитета
образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 05.06.2023 в„– 58

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области (далее именуются соответственно - Положение, РС НМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РС НМС, содержательные и организационные основы совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области.
1.2. Нормативно-правовая основа создания и функционирования РС НМС:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
паспорта федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. в„– 16;
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. в„– 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. в„– 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2021 г. в„– 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. в„– Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
Закон Волгоградской области от 04 октября 2013 г. в„– 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 01 апреля 2021 г. в„– 241 "О создании в 2021 году в Волгоградской области центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 24 февраля 2022 г. в„– 10 "Об утверждении типового положения о Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Волгоградской области и перечня показателей эффективности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Волгоградской области".
1.3. В целях настоящего Положения применяются следующие понятия:
"Горизонтальное обучение" педагогических работников и управленческих кадров - обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.
Диагностика профессиональных компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями.
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее именуется - ЕФС) - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества.
Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования.
Методическая поддержка педагогических работников - вид взаимодействия методической службы и педагогических работников, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов, с опорой на сильные стороны его индивидуальных способностей и возможностей.
Методическая работа - специальный комплекс практических мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлены на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогических кадров.
Методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников.
Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Осуществляется как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров.
Неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
Паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - единый федеральный информационно-аналитический ресурс, формируемый посредством заполнения личного кабинета Волгоградской области, включающий в себя сведения о кадровом составе, программах дополнительного профессионального образования, в том числе включенных в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ, региональной инфраструктуре дополнительного профессионального образования, финансовом обеспечении, вовлечении педагогических работников в мероприятия региональной системы научно-методического сопровождения, информационных ресурсах (сайты организаций, системы дистанционного обучения, базы данных), результативности работы системы и корреляции с результатами обучающихся общеобразовательных организаций.
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (к педагогическим работникам в Положении не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования).
Профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, Волгоградской области, Российской Федерации.
Профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее именуется - РС НМС) - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества.
Региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников или привлекаемый к работе в центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования.
Региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников.
Стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ.
Субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров.
Тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ дополнительного профессионального образования, в том числе из Федерального реестра дополнительных профессиональных программ.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. В целях настоящего Положения к управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ (далее именуется - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее именуется - программа ДПО), отвечающим современным задачам системы образования.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее именуется - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов РС НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Цифровая экосистема дополнительного профессионального образования (далее именуется - цифровая экосистема ДПО) - информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий единые подходы к представляемым образовательными организациями программам ДПО, верификации, учету слушателей и анализу их результатов; включающий в себя следующие модули: паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; специализированная обучающая среда, Федеральный реестр.
Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных действующим законодательством.

2. Цель, задачи, методологическая основа,
принципы формирования РС НМС

2.1. Целью:
создания РС НМС в 2020 - 2021 годах явилось формирование единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования;
развития РС НМС является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в контексте достижения приоритетных задач в сфере образования на период до 2024 года.
2.2. Задачи РС НМС:
2.2.1. В области управления РС НМС:
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов РС НМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов РС НМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности РС НМС;
развитие системы "горизонтальных" связей субъектов РС НМС, в том числе в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками.
2.2.2. В области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РС НМС:
актуализация содержания и экспертиза качества программ ДПО, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
2.2.3. В области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РС НМС:
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов РС НМС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
2.3. Методологической основой создания РС НМС выступили следующие подходы:
системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;
личностно-ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;
ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
2.4. Принципы создания РС НМС:
соответствие деятельности РС НМС приоритетным задачам в сфере образования;
активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
совместное планирование и принятие решений на региональном уровне, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадров, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
взаимная ответственность и доверие, то есть принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней.

3. Структура и субъекты РС НМС

3.1. РС НМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях образования.
3.2. Субъекты РС НМС регионального уровня:
3.2.1. Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - Облкомобразования):
утверждает комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию РС НМС;
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые) для достижения показателей функционирования РС НМС;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС НМС.
3.2.2. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - ГАУ ДПО "ВГАПО"):
обеспечивает разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.3. ЦНППМ, созданный на базе ГАУ ДПО "ВГАПО", обеспечивает:
взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
координацию деятельности РС НМС;
организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые три года работы;
организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области, в том числе по новейшим программам ДПО;
организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
ЦНППМ выступает координатором РС НМС. Сотрудники ЦНППМ проходят обучение на базе координатора ЕФС.
3.2.4. Региональный методический актив.
В ЦНППМ из числа штатных сотрудников, а также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и на иных условиях сотрудничества, формируется региональный методический актив. Основу регионального методического актива составляют педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы. В состав регионального методического актива допускается включение руководителей методических объединений, советов, ведущих и старших экспертов предметных комиссий единого государственного экзамена и основного государственного экзамена, тьюторов и наставников, лидеров профессиональных педагогических сообществ, педагогических работников, обучающиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.
Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ ДПО;
реализация программы повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение реализации программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
3.2.5. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский социально-педагогический колледж" (далее именуется - ГАПОУ "ВСПК"):
участвует в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.6. Региональное учебно-методическое объединение Волгоградской области (далее именуется - РУМО):
участвует в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.7. Профессиональные педагогические сообщества Волгоградской области:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества педагогических работников.
3.3. Субъекты РС НМС муниципального уровня:
3.3.1. Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр развития образования Волгограда", муниципальные методические службы (далее именуются - ММС):
обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику при взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
предоставляют в ЦНППМ информацию о муниципальной системе ДПО для паспорта ДПО;
обеспечивают изучение запросов и оказывают практическую помощь педагогическим работникам;
координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций.
3.3.2. Муниципальные учебно-методические объединения:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
3.3.3. Муниципальные отделения общественно-профессиональных объединений и сообществ:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников в муниципальном районе (городском округе) Волгоградской области;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества на муниципальном уровне.
3.4. Механизмом взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, является трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, Облкомобразования и ГАУ ДПО "ВГАПО".
3.5. Субъекты РС НМС институционального уровня:
3.5.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации:
обеспечивает взаимодействие с ММС и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.5.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников образовательной организации:
создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.5.3. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях (по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию"), осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.

4. Основные направления и мероприятия
в рамках развития РС НМС

4.1. Взаимодействие субъектов РС НМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений.
4.2. Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее именуется - Направление 1), включая:
стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках РС НМС;
координацию взаимодействия субъектов РС НМС, деятельности региональных методистов;
оценку эффективности РС НМС.
Механизмами взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 1 являются:
концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;
соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);
семинары-совещания, вебинары;
мониторинговые исследования.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 на региональном уровне являются:
разработка и внедрение организационно-методической документации, сопровождающей функционирование РС НМС (Комплекс мер ("дорожная карта"), соглашения (договоры) о сотрудничестве);
разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
4.3. Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее именуется - Направление 2), включая:
диагностику профессиональных компетенций;
проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок;
внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
Механизмы взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 2 являются:
программы ДПО из Федерального реестра;
программы ДПО, реализуемые в сетевой форме;
программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал ДПО.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 на региональном уровне являются:
организация проведения диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация стажировок для педагогических работников и управленческих кадров;
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников.
4.4. Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования" (далее именуется - Направление 3).
Механизмами взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 3 являются:
комплекс типовой организационно-методической документации;
методические рекомендации, указания по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов РС НМС;
аннотированный каталог научно-методических разработок;
инновационные проекты (площадки);
научно-практические конференции, форумы.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 на региональном уровне являются:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, в том числе включенных в Федеральный реестр, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок);
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.
4.5. Взаимодействие субъектов РС НМС осуществляется посредством:
цифровой экосистемы ДПО;
общедоступных коммуникаций (совещания, образовательные мероприятия);
онлайн-каналов (вебинары, размещение информации на тематических порталах);
прямой связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.

5. Показатели эффективности создания и развития РС НМС

5.1. Показатели эффективности создания и развития РС НМС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
разработан и реализуется Комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РС НМС на период до 2024 года (ежегодно, начиная с 2021 года);
разработана и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС НМС с учетом социально-экономических условий Волгоградской области (ежегодно, начиная с 2023 года).
5.2. Показатели эффективности создания и развития РС НМС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных компетенций в ЦНППМ (10% ежегодно, начиная с 2022 года);
доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты непрерывного профессионального развития на основе результатов диагностики профессиональных компетенций в ЦНППМ (10% ежегодно, начиная с 2022 года);
доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд Волгоградской области);
доля программ ДПО, размещенных в Федеральном реестре, в общем количестве программ ДПО, реализуемых ГАУ ДПО "ВГАПО" (ежегодно, начиная с 2021 года).
5.3. Показатели эффективности создания и развития РС НМС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%).
5.4. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
данные официальных сайтов Облкомобразования, ГАУ ДПО "ВГАПО", муниципальных методических служб, образовательных организаций;
изучение нормативных правовых актов Облкомобразования, ГАУ ДПО "ВГАПО", муниципальных методических служб, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторинга проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.

Начальник отдела
государственной итоговой
аттестации и оценки качества
общего образования комитета
М.С.БЕЙТУГАНОВА


------------------------------------------------------------------