Приказ комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской обл. от 25.12.2023 N 47-н "Об утверждении Концепции развития торговли Волгоградской области на период до 2034 года"



КОМИТЕТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ТОРГОВЛИ
И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 25 декабря 2023 г. в„– 47-н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития торговли Волгоградской области на период до 2034 года.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Временно осуществляющий полномочия
председателя комитета
А.В.ЦАЛКО





Утверждена
приказом
комитета промышленной политики,
торговли и топливно-энергетического
комплекса Волгоградской области
от 25.12.2023 в„– 47-н

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2034 ГОДА

1. Общие положения

Концепция развития торговли Волгоградской области на период до 2034 года (далее именуется - Концепция) представляет собой документ, определяющий цель, задачи, приоритетные направления и формы реализации государственной политики в сфере торговли на территории Волгоградской области.
Правовую основу Концепции составляют:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента РФ от 23 января 2015 г. в„– 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции";
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон от 01 декабря 2014 г. в„– 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. в„– 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. в„– 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2021 г. в„– 256-р "Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. в„– 768-р "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации";
Закон Волгоградской области от 27 октября 2015 г. в„– 182-ОД "О торговой деятельности в Волгоградской области";
Закон Волгоградской области от 18 мая 2007 г. в„– 1469-ОД "О деятельности розничных рынков на территории Волгоградской области".

2. Краткая характеристика текущего состояния сферы торговли

Состояние отрасли розничной торговли как активного посредника между сферой производства и сферой конечного потребления определяется общим состоянием экономики региона, в значительной мере обусловленным текущей мировой ситуацией, изменившимися экспортно-импортными потоками, динамикой курса национальной валюты.
Торговля региона занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в производство валового регионального продукта Волгоградской области: в 2021 году доля отрасли составляла 12,4% (для сравнения: доля сельского хозяйства, охота, лесное хозяйство - 15,9%; обрабатывающие производства - 18,3%).
В сфере торговли планомерно увеличивается среднемесячная номинальная заработная плата по полному кругу организаций, которая по итогам 2022 года составила 40,5 тыс. рублей - рост на 12,1% к 2021 году (36,1 тыс. рублей).
В 2022 году наблюдалась положительная динамика налоговых отчислений от предприятий торговли: в консолидированный бюджет региона поступило 19,3 млрд рублей (рост на 3,8 млрд рублей или 124,5% к 2021 г.).
Необходимо отметить, что на протяжении ряда лет в Волгоградской области наблюдалась стабилизация отрасли торговли, а именно рост оборота розничной торговли в действующих ценах (с 2014 г. по 2019 г. ежегодный прирост оборота составил более 20 млрд рублей, а с 2020 г. по 2022 г. - порядка 61 млрд рублей).
По данным Волгоградстата, оборот розничной торговли региона за 2022 год составил 538,7 млрд рублей, что на 60,6 млрд рублей больше объема 2021 года в действующих ценах. Вместе с тем, с учетом сложившегося уровня инфляции в стране в сопоставимых ценах оборот розничной торговли составил 98,2% к 2021 году. При этом данный показатель превысил соответствующий показатель по Российской Федерации (93,3%) на 4,9 п.п.
По итогам проведенного сравнительного анализа оборота розничной торговли среди 9 соседних регионов Российской Федерации, Волгоградская область занимает 2 место по темпу роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах.
Положительная динамика оборота розничной торговли обусловлена в большей степени динамикой продаж непродовольственных товаров. По итогам 2022 года в структуре оборота розничной торговли удельный вес непродовольственных товаров составил 52,2%, пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий - 47,8% (в 2021 г. - 54,9% и 45,1%, соответственно).
Отмечен рост доли продаж через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в общем обороте розничной торговли с 0,1% в 2014 году до 5,14% в 2022 году (Российская Федерация - с 0,7% до 5,97%, соответственно).
В современных условиях развитие товаропроводящей инфраструктуры является важнейшим инструментом влияния на экономику региона.
На территории Волгоградской области розничная торговля по состоянию на 01.01.2023 представлена следующими объектами:
18,2 тыс. объектов розничной торговли, из них 12,9 тыс. ед. являются стационарными, 5,3 тыс. ед. - нестационарными;
29 розничных рынков с общим количеством торговых мест 9,8 тыс. ед.;
334 ярмарочные площадки (внесенные в Перечень мест проведения ярмарок на территории региона), на которых проведено 610 ярмарок (на 81 ед. или 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года).
За период 2022 года наблюдался рост количества объектов розничной торговли (на 100 ед.).
Основной характеристикой уровня развития инфраструктуры потребительского рынка является обеспеченность населения торговыми объектами, которая рассчитывается для каждого муниципального образования Волгоградской области.
По итогам 2022 года обеспеченность населения Волгоградской области площадями стационарных торговых объектов и павильонов составила 693,4 кв. м на 1000 человек, что 65,9% превышает установленный норматив.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 03 августа 2023 г. в„– 530-п "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Волгоградской области, муниципальных районов и городских округов Волгоградской области" указанные нормативы приведены в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2023 г. в„– 704 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
По итогам 1 полугодия 2023 года фактическая обеспеченность населения площадью (количеством) стационарных торговых объектов превышает установленный норматив минимальной обеспеченности населения на 41,4%. (в т.ч. по реализации продовольственных товаров - на 27,3%), нестационарных - в 2,1 раза, торговыми местами на розничных рынках и ярмарках - на 71,0%.
Несмотря на то, что суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью (количеством) торговых объектов в регионе сложился выше установленного, имеет место неравномерность развития потребительского рынка в разрезе муниципальных образований Волгоградской области.
При достаточно высокой, в целом по региону, обеспеченности населения торговыми объектами, объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций розничной торговли идет снижающимися темпами. В 2014 - 2022 годы объем инвестирования в розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) сократился на 27%, что свидетельствует о том, что открытие торговых объектов осуществляется за счет реконструкции уже существующих зданий, строений и сооружений.
Кроме того, по итогам 2022 года в 513 населенных пунктах Волгоградской области (с общей численностью населения 42,5 тыс. жителей) отсутствуют торговые объекты, поскольку для предпринимателей нерентабельно открывать магазины на территориях с недостаточно развитой инфраструктурой и невысоким платежеспособным спросом населения.
В связи с чем обеспечение по-настоящему комфортной потребительской среды является задачей органов власти всех уровней.

3. Цель и задачи

Цель Концепции - формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговли, через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности.
С учетом обозначенной цели к задачам развития сферы торговли относятся:
развитие логистических центров;
совершенствование многоформатной товаропроводящей системы (торговые сети, нестационарные и мобильные торговые объекты, розничные рынки и ярмарки);
обеспечение безопасности и доступности объектов торговли;
создание благоприятных условий для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов сферы торговли.
Решение поставленных задач обеспечивается через формирование приоритетных направлений развития и мероприятий, учитывающих проблемные аспекты и уровни развития отдельных сегментов сферы торговли.

4. Приоритетные направления развития сферы торговли с учетом
проблем и состояния отдельных сегментов

Учитывая, что целью Концепции является формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности, приоритетным направлением развития торговли является построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников отношений в сфере торговли, а именно:
потребителя - любой потребитель сообразно своему вкусу, желаниям и достатку должен иметь возможность в пределах места жительства и работы приобретать товары, в том числе отечественного и местного производства по справедливой цене, на приемлемых и комфортных условиях, с возможностью выбора разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, то есть на конкурентных условиях;
производителя - любой производитель должен иметь возможность удобно, предсказуемо, выгодно и гарантированно реализовывать свой товар через необходимый этому производству торговый формат или торговые форматы;
субъекта торговли - профессионально выполнять функцию по соединению интересов потребителей и производителей и транслировать производителю запросы и предпочтения потребителей и для производителя выступать как безусловный представитель потребителя, в связи с чем, субъект торговли должен иметь возможность беспрепятственно легально осуществлять торговую деятельность, комфортно открывать, вести и расширять свой торговый бизнес.
Несмотря на то, что на территории Волгоградской области наблюдается стабилизация отрасли торговли, проведенный анализ ее состояния и развития позволяет выделить следующие основные проблемы в сфере торговой деятельности, на решение которых должна быть, в первую очередь, направлена Концепция в краткосрочном и среднесрочном периодах, а именно:
1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры оптовой торговли по количеству распределительных центров и иных объектов оптовой дистрибуции.
2. Несбалансированное развитие инфраструктуры торговли, а именно недостаточная обеспеченность населения торговыми объектами и торговыми площадями в сельских поселениях, обусловленная непривлекательностью отдаленных территорий и территорий с низкой плотностью населения и низким покупательским спросом для ведения торгового бизнеса.
3. Наличие проблем повышения экономической эффективности торговой деятельности и, как следствие:
недостаточные темпы роста объемов торговли и заработной платы в отрасли;
высокий уровень конкуренции;
отсутствие платежеспособного спроса;
дефицит и недостаточная квалификация персонала торговых предприятий.
4. Недостаточный уровень безопасности и доступности товаров, предоставляемых услуг и объектов потребительского рынка:
неполный охват объектов торговли мерами, направленными на обеспечение доступности для инвалидов и маломобильных групп населения;
недостатки в организации антитеррористической защищенности торговых объектов;
проблема незаконного оборота промышленной продукции.
Способы эффективного достижения поставленной цели и решения установленных задач Концепции связаны с дерегулированием торговой отрасли, устранением имеющихся административных барьеров, препятствующих развитию всех форм предпринимательской активности в сфере торговой деятельности и развитием многоформатной инфраструктуры торговли.
Результаты анализа современного состояния, тенденций и проблем развития торговой отрасли в Волгоградской области, позволяют выделить следующие механизмы и инструменты достижения поставленной цели и решения задач Концепции.

4.1. Развитие логистических центров

Развитие экономики Волгоградской области как его неотъемлемой части предполагает естественную потребность в упрощении, а также ускорении и улучшении процессов доставки товаров конечному заказчику или потребителю.
На сегодняшний день грузообразующие предприятия для отправки товаров содержат собственную транспортную службу. Однако работа транспортных цехов оказывается не всегда эффективной. Доля транспортных затрат в себестоимости продукции в среднем по Российской Федерации составляет 15 - 20%.
В целях доставки товаров на территории Волгоградской области осуществляют деятельность ряд крупных логистических и распределительных центров, в том числе ООО "Тамерлан" (торговые сети "Покупочка" и "ПокупАЛКО"), АО "Тандер" (торговая сеть "Магнит"), ООО "Волгоградский складской альянс" (Волгоградский оптовый распределительный комплекс), ООО "Интернет Решения" (Озон).
Одним из путей интенсивного развития сети логистических центров в Волгоградской области являются наличие и развитие организационно-экономического механизма образования и функционирования транспортно-логистических комплексов.
В этих целях на территории региона реализуется ряд проектов по строительству региональных логистических комплексов.
В частности в Краснооктябрьском районе Волгограда ООО "ИнвестТехСтрой" реализуется проект по строительству "Регионального Логистического комплекса класса А "Солнечный" площадью 90 тыс. кв. м.
Кроме того, на территории логистического комплекса "Солнечный" ООО "Корпоративный центр икс 5" в июле 2023 года открыт распределительный центр "Волгоград" площадью 42,8 тыс. кв. м.
В 2022 - 2024 годах на территории Дзержинского района Волгограда планируется строительство логистического комплекса ООО "Вайлдберриз" общей площадью 45,2 тыс. кв. м.
Также ООО "Вайлдберриз" рассматривает вопрос возможности строительства дополнительных складских площадей на территории Волгоградской области.
Таким образом, открытие в Волгоградской области логистических центров окажет большое влияние на развитие транспортно-логистической системы региона, даст дополнительный приток инвестиций за счет размещения бизнес-сектора, а также обеспечит развитие муниципальных образований, расположенных вблизи регионального логистического центра.
В рамках реализации задачи по развитию логистических центров предполагается реализация следующих мероприятий:
содействие в реализации проектов по строительству региональных логистических комплексов "Солнечный", "Вайлдберриз", сеть аптек "Апрель Волгоград", "Сберлогистик" и др.

4.2. Совершенствование многоформатной
товаропроводящей системы

4.2.1. Развитие стационарной торговли в формате сетевой
розничной торговли

Механизм конкуренции работает в случае развития всех форматов торговли, а не только и не столько крупных форматов, которые в силу особенностей организации логистики могут сотрудничать преимущественно с крупными производителями продуктов.
Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли Волгоградской области в 2022 году составила 41% (РФ - 39,9%). По данным сравнительного анализа, среди 9 соседних регионов Российской Федерации Волгоградская область по доле сетей в общем обороте розничной торговли региона занимает 4 место, первое - Самарская область (43,5%).
По данным Росстата, обеспеченность населения Волгоградской области торговыми площадями современных форматов составила к концу 2022 года 213,5 кв. м на 1000 человек, что выше уровня 2014 года в 2,9 раза.
Эти цифры показывают, что продуктовые торговые сети продолжат свое развитие по следующим направлениям:
увеличение доли розничного товарооборота в сегменте продуктов питания;
поглощение крупными игроками более мелких, с усилением конкуренции в сегменте федерального сетевого ритейла;
открытие дискаунтеров.
Крупные торговые сети существенно повысили стандарты обслуживания потребителей во всей отрасли, принципы и методы управления и мотивации менеджмента и, что не менее важно, ускорили ориентацию внутреннего производства потребительских товаров на спрос и желание потребителей. Как следствие, их приход резко повысил уровень конкуренции в сетевом ритейле, что, безусловно, позитивно повлияло на отрасль и экономику в целом.
В рамках реализации задачи по развитию стационарной торговли предполагается реализация следующих мероприятий:
мониторинг развития стационарной розничной торговли;
проведение оценки нормативов минимальной обеспеченности населения площадью (количеством) стационарных торговых объектов;
мониторинг развития сетевых компаний розничной торговли, осуществляющих деятельность в соответствии с соглашением о социально-экономическом сотрудничестве с Администрацией Волгоградской области.

4.2.2. Развитие нестационарной торговли

Малый торговый бизнес играет важную роль в экономике отрасли, так как выполняет важную экономическую и социальную функции, являясь каналом сбыта продукции мелких и средних производителей потребительских товаров, прежде всего продуктов питания, и сельскохозяйственных производителей.
Для развития малых форматов торговли требуется минимум инвестиций и иных стартовых затрат, что крайне важно для начала ведения бизнеса хозяйствующими субъектами в текущей экономической ситуации.
На территории региона доля субъектов оптовой и розничной торговли (индивидуальных предпринимателей и организаций) в 2022 году составляла 33% (28,7 тыс. единиц) от всех хозяйствующих субъектов региона (86,9 тыс. единиц). В отрасли торговли работало более 40% (22,0 тыс. единиц) всех индивидуальных предпринимателей региона (54,8 тыс. единиц).
По данным Росстата, количество фактически действующих индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли, уменьшилось в 2022 году по сравнению с 2018 годом на 4,8 тыс. единиц (на 18%).
В соответствии с действующим законодательством размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема размещения НТО).
Руководствуясь приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04 февраля 2016 г. в„– 14-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области", в регионе во всех муниципальных образованиях разработаны и утверждены Схемы размещения НТО.
По состоянию на 01.01.2023 в Схемы размещения НТО включено более 6,2 тыс. мест, в том числе 900 мест являются свободными. Суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью (количеством) нестационарных торговых объектов в регионе сложился выше установленного, вместе с тем имеет место неравномерность их размещения в разрезе муниципальных образований региона.
По информации органов местного самоуправления региона, у субъектов предпринимательской деятельности снижается интерес к осуществлению отдельных видов экономической деятельности в связи с их низкой рентабельностью.
Мобильная торговля из числа малых форматов торговли является действенным способом продвижения бренда и прямой дистрибуцией для производителей продовольственных товаров напрямую покупателям, минуя торговые сети. Это дает возможность производителям повысить узнаваемость своих брендов и занять более серьезное место на рынке.
Для удаленных и малонаселенных пунктов мобильная торговля - один из немногих, а порой единственный способ снабжения жителей товарами.
Также мобильная торговля имеет важное значение для проведения массовых мероприятий, в чрезвычайных ситуациях, так как является постоянно действующей инфраструктурой по реализации продовольствия, которая может быть быстро передислоцирована и развернута в любом месте, где это будет необходимо.
В связи с чем значимым является вопрос размещения нестационарных и мобильных торговых объектов.
Поэтому одной из задач Концепции является работа по постоянному совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность нестационарных и мобильных торговых объектов во взаимодействии с бизнес сообществом.
В рамках реализации задачи по развитию нестационарной торговли предполагается реализация следующих мероприятий:
мониторинг нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность нестационарной и мобильной торговли, внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Волгоградской области (по мере необходимости);
взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам размещения нестационарных и мобильных торговых объектов;
проведение мониторинга состояния сети нестационарных и мобильных торговых объектов;
проведение оценки нормативов минимальной обеспеченности населения площадью (количеством) нестационарных торговых объектов.

4.2.3. Развитие розничных рынков и ярмарок

Розничные рынки и ярмарки являются элементом комфортной среды и экономики малого хозяйствования, особенно в крупных городах. На сельскохозяйственные рынки и ярмарки приходятся значительные объемы реализации свежих скоропортящихся пищевых продуктов, потребление которых, в том числе, отражается на качестве жизни населения.
На сегодняшний момент неотложные задачи по "наведению порядка" на рынках, связанные с изданием Федерального закона от 30 декабря 2006 г. в„– 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", в целом выполнены, и необходимо перейти к упрощению требований.
Вместе с тем избыточные требования к организации рынков привели к их закрытию или "смене вывески" путем переименования в торговые комплексы, торговые дома, галереи и иной форматы торговли.
Это результат излишне жестких требований, которые делают формат розничного рынка более затратным и рискованным для управляющей компании, чем иные торговые форматы.
В 2022 году доля розничных рынков и ярмарок в общем обороте розничной торговли составила 5,4% (в 2021 г. 5,1% соответственно).
В регионе функционируют 29 розничных рынков (8 универсальных и 21 специализированный сельскохозяйственный). Следует отметить, что за период с 2018 по 2020 год на территории Волгоградской области наблюдалось их увеличение с 34 до 37 единиц.
Количество торговых мест на розничных рынках по состоянию на 01.01.2023 составило 9,8 тыс. единиц, из них фактически использовалось 3,9 тыс., или 40,2% от общего числа торговых мест на розничных рынках (в 2014 г. количество торговых мест составляло 14,7 тыс. ед., фактическое использование - 57,8%).
Сельскохозяйственные рынки и ярмарки являются основным, а, во многих случаях, единственным каналом для сбыта своей продукции гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Товарные группы, реализуемые на сельскохозяйственных рынках и ярмарках, не находят других каналов продвижения.
В последние годы выросло значение такого важного формата торговли, как ярмарки, организации которых уделяется большое внимание.
По итогам 2022 года в перечень мест проведения ярмарок на территории региона включены 334 ярмарочные площадки, проведена 861 ярмарка (115% к 2021 г.).
Роль и значение ярмарок и рынков одинаковое, и их отличие заключается лишь в том, что рынок является постоянно действующим торговым объектом, а ярмарка - формой торговли, организуемой в установленном месте, на установленный срок с предоставлением торговых мест. Поэтому позиции, изложенные в настоящей Концепции, в отношении рынков, почти полностью применимы и к ярмарочной торговле.
Логика ярмарочной торговли должна строиться на том, что организатору ярмарки должна предоставляться коммерчески привлекательная площадка. Организатор ярмарки самостоятельно наполняет ее участниками, которые приходят на ярмарку для того, чтобы получить доход.
Однако получить прибыль эта экономическая модель может исключительно в случае, когда имеется гарантированная возможность организации новых ярмарок как инфраструктуры, которой могут пользоваться профессиональные участники ярмарок. Только в таком случае ярмарки станут гарантированным каналом сбыта и будут оказывать значимое влияние на рост производства.
В рамках реализации задачи по развитию розничных рынков и ярмарок предполагается реализация следующих мероприятий:
содействие в формировании муниципальными образованиями мест для организации ярмарок;
содействие внедрению во всех муниципальных образованиях практики проведения сезонных и специализированных ярмарок;
содействие развитию ярмарок "выходного дня", "постоянно действующих ярмарок";
проведение оценки нормативов минимальной обеспеченности населения площадью (количеством) торговых мест, используемых для продажи товаров на ярмарках и розничных рынках;
формирование справочной общедоступной системы о торговых местах на розничных рынках, в торговых комплексах и на ярмарках, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям.

4.3. Обеспечение безопасности и доступности объектов
торговли

4.3.1. Создание условий по повышению доступности объектов
торговли для инвалидов и маломобильных групп населения

Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, в том числе в сфере потребительского рынка. В этой связи предприятия розничной торговли, являясь объектами социальной инфраструктуры, обязаны создать необходимые условия доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.
С учетом действующих нормативных положений доступность сферы торговли может обеспечиваться как путем создания условий доступности объекта (обеспечение физической или архитектурно-планировочной доступности), так и организационными мероприятиями (обеспечение сопровождения инвалида до места предоставления услуг торговли с оказанием помощи на объекте торговли, либо доставка товара дистанционно). Кроме того, обязательно должна быть обеспечена информационная доступность - то есть, с учетом имеющихся особенностей восприятия, предоставление информации инвалидам о доступности торгового объекта и об организации предоставления в нем услуг.
В этих целях применяются требования нормативных документов обязательные для исполнения при проектировании и строительстве. А если существующие объекты невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники таких объектов должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. При этом меры должны быть согласованы с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.
Работа по повышению уровня доступности для инвалидов объектов торговли, расположенных на территории региона, осуществляется в рамках плана мероприятий, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2015 г. в„– 579-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Волгоградской области на 2016 - 2030 годы" (далее - постановление в„– 579-п).
Одним из мероприятий указанного плана является проведение мониторинга доступности объектов потребительского рынка для инвалидов и маломобильных групп населения.
По итогам мониторинга за 2022 год (к 2021 г.) на территории региона наблюдается рост доступности объектов торговли для инвалидов и маломобильных групп населения. В частности, число объектов, доступных для указанной категории граждан, выросло на 621 ед. и составило 5995 ед. Доля доступности объектов в общем числе объектов торговли составила 45,0% (рост на 3,0 п.п.).
Вместе с тем по итогам мониторинга за 2022 год отмечен низкий уровень объектов торговли, доступных для инвалидов с нарушением зрения, слуха и всех нозологий (немногим более 16% от общего числа объектов соответственно). Также наблюдается низкий уровень объектов торговли, охваченных паспортизацией - более 1300 ед. (10,3%).
В условиях активного развития инфраструктуры потребительского рынка тема обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп населения объектов сферы торговли входит в число приоритетных.
В связи с чем основными направлениями Концепции в области повышения доступности объектов торговли для инвалидов и маломобильных групп населения является организация системной работы органов власти, хозяйствующих субъектов, общественных объединений по реализации действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и маломобильных групп населения, а также оказание консультационной поддержки хозяйствующим субъектам по указанному вопросу.
В рамках реализации задачи по повышению доступности объектов торговли для инвалидов и маломобильных групп населения предполагается реализация следующих мероприятий:
проведение мониторинга доступности объектов потребительского рынка для инвалидов и маломобильных групп населения;
содействие в реализации регионального плана по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов торговли, утвержденного постановлением в„– 579-п.

4.3.2. Создание условий по повышению безопасности объектов
торговли

В комфортной среде проживания любой человек не должен опасаться посещать те или иные объекты потребительского рынка или приобретать товары.
Однако низкий уровень предпринимательской этики и доходов основной массы населения и, как следствие, низкая покупательская способность населения, неразвитость общественного контроля провоцируют формирование незаконного оборота промышленной продукции.
Данные обстоятельства не только не стимулируют заинтересованности добросовестных участников рынка инвестировать финансовые средства в развитие отраслей экономики, соблюдать стандарты качества (что, в свою очередь, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей), но и наносят колоссальные потери бюджетной системе в виде недополученных налоговых платежей.
Безопасность объектов потребительского рынка является одним из важнейших факторов выбора человеком того или иного формата торговли для посещения, в связи с чем, важную роль играет антитеррористическая защищенность торговых объектов.
В рамках реализации задачи по повышению безопасности объектов торговли Волгоградской области предполагается реализация следующих мероприятий:
проведение работы с хозяйствующими субъектами по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов;
категорирование торговых объектов (территорий), включенных в перечень расположенных на территории Волгоградской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.

4.4. Создание благоприятных условий для повышения
эффективности деятельности хозяйствующих субъектов сферы
торговли

В настоящее время торговля не в достаточной мере обладает в обществе репутацией привлекательного бизнеса, что является причиной многих негативных для отрасли последствий в виде законодательных ограничений, чрезмерного административного давления, отсутствия некоторых, используемых в других отраслях, мер государственной поддержки.
В этой связи необходимо предусмотреть меры, способствующие улучшению восприятия торговли в обществе, как отрасли, обеспечивающей комфортную потребительскую и предпринимательскую среду, отечественных производителей сбытом их продукции, как одного из основных налогоплательщиков, лидера по обеспечению занятости населения, как современного и необходимого для общества бизнеса.
В рамках реализации задачи по повышению имиджа отрасли торговли предполагается реализация следующих мероприятий:
совершенствование и актуализация правовых основ, направленных на повышение эффективности функционирования отрасли торговли;
информационно-аналитическое наблюдение за состоянием торговли региона;
мониторинг заработной платы работников торговли региона;
мониторинг ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории региона;
координация работы по введению на территории региона обязательной маркировки отдельных товаров;
проведение мероприятий по продвижению продукции на потребительский рынок региона (закупочные сессии, "Дни качества", встречи и т.п.).

5. Перечень мероприятий Концепции

Достижение цели и решение задач Концепции осуществляется путем выполнения мероприятий.

в„– п/п
Мероприятия
Срок реализации
Ответственный исполнитель
Ожидаемые результаты
Задача 1. Развитие логистических центров
1
Содействие в реализации проектов по строительству региональных логистических комплексов "Солнечный", "Вайлдберриз", сеть аптек "Апрель Волгоград", "Сберлогистик" и др.
2024 - 2034 годы
комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (Облпромторг и ТЭК)
развитие транспортно-логистической системы торговли региона
Задача 2. Совершенствование многоформатной товаропроводящей системы
Задача 2.1. Развитие стационарной торговли в формате сетевой розничной торговли
1
Мониторинг развития стационарной розничной торговли региона
2024 - 2034 годы
ГКУ Волгоградской области "Центр развития промышленности и торговли" (далее - ГКУ ВО "ЦРПиТ")
своевременная выработка и реализация мер, способствующих развитию сети стационарной розничной торговли
2
Проведение оценки нормативов минимальной обеспеченности населения площадью (количеством) стационарных торговых объектов
2024 - 2034 годы
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения региона площадью (количеством) стационарных торговых объектов
3
Мониторинг развития сетевых компаний розничной торговли, осуществляющих деятельность в соответствии с соглашением о социально-экономическом сотрудничестве с Администрацией Волгоградской области
2024 - 2034 годы
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
совершенствование современных форматов стационарной торговли
Задача 2.2. Развитие нестационарной торговли
1
Мониторинг нормативных правовых актов Российской Федерации регулирующих деятельность нестационарной и мобильной торговли, внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Волгоградской области (по мере необходимости)
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК,
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность нестационарной и мобильной торговли
2
Взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам размещения нестационарных и мобильных торговых объектов
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК,
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
выработка и реализация мер, способствующих развитию нестационарной и мобильной розничной торговли
3
Проведение мониторинга состояния сети нестационарных и мобильных торговых объектов
2024 - 2034 годы
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
выработка и реализация мер, способствующих обеспечению физической доступности для населения нестационарных и мобильных торговых объектов
4
Проведение оценки нормативов минимальной обеспеченности населения площадью (количеством) нестационарных торговых объектов
2024 - 2034 годы
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения региона площадью (количеством) нестационарных торговых объектов
Задача 2.3. Развитие розничных рынков и ярмарок
1
Содействие в формировании муниципальными образованиями мест для организации ярмарок
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК
упорядочение деятельности ярмарочных площадок в части соблюдения требований нормативных правовых актов, регламентирующих их организацию
2
Содействие внедрению во всех муниципальных образованиях практики проведения сезонных и специализированных ярмарок
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК
расширение рыночно-ярмарочных форм торговли в рамках действующего законодательства
3
Содействие развитию ярмарок "выходного дня", "постоянно действующих ярмарок"
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК,
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
расширение рыночно-ярмарочных форм торговли в рамках действующего законодательства
4
Проведение оценки нормативов минимальной обеспеченности населения площадью (количеством) торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже товаров на ярмарках и розничных рынках
2024 - 2034 годы
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
недопущение снижения показателя норматива минимальной обеспеченности населения региона площадью (количеством) торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже товаров на ярмарках и розничных рынках
5
Формирование справочной общедоступной системы о торговых местах на розничных рынках, в торговых комплексах и на ярмарках, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям
2024 - 2034 годы
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
поддержание в актуальном состоянии информации о наличии мест на розничных рынках и ярмарках, удовлетворение сельхозпроизводителей местами торговли для реализации собственной продукции
Задача 3. Обеспечение безопасности и доступности объектов торговли
Задача 3.1. Создание условий по повышению доступности объектов торговли для инвалидов и маломобильных групп населения
1
Проведение мониторинга доступности объектов потребительского рынка для инвалидов и маломобильных групп населения
2024 - 2034 годы
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
повышение возможности доступности объектов торговли для инвалидов и маломобильных групп населения
2
Содействие в реализации плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов торговли, утвержденного постановлением в„– 579-п
2024 - 2034 годы
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
увеличение доли доступности торговых объектов для инвалидов и маломобильных групп населения
Задача 3.2. Создание условий по повышению безопасности объектов торговли
1
Проведение работы с хозяйствующими субъектами по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК,
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
защита жизни и здоровья граждан, находящихся в торговых объектах (территориях)
2
Категорирование торговых объектов (территорий), включенных в перечень расположенных на территории Волгоградской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК
защита жизни и здоровья граждан, находящихся в торговых объектах (территориях)
Задача 4. Создание благоприятных условий для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов сферы торговли
1
Совершенствование и актуализация правовых основ, направленных на повышение эффективности функционирования отрасли торговли региона
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК
своевременное приведение нормативной правовой базы в соответствие с требованиями действующего законодательства
2
Информационно-аналитическое наблюдение за состоянием торговли региона
2024 - 2034 годы
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
своевременная выработка и реализация мер, способствующих развитию отрасли торговли
3
Мониторинг заработной платы работников торговли региона
2024 - 2034 годы
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
своевременная выработка и принятие мер по повышению уровня реального содержания заработной платы в отрасли торговли региона
4
Мониторинг ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории региона
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК
обеспечение легального оборота на потребительском рынке региона качественных и безопасных товаров
5
Координация работы по введению на территории региона обязательной маркировки отдельных товаров
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК,
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
обеспечение требований обязательной маркировки товаров на территории региона
6
Проведение мероприятий по продвижению продукции на потребительский рынок региона (закупочные сессии, "Дни качества", встречи и т.п.)
2024 - 2034 годы
Облпромторг и ТЭК,
ГКУ ВО "ЦРПиТ"
расширение деловых и экономических связей хозяйствующих субъектов региона, обеспечение доступности розничных цен на социально значимые товары

6. Механизм мониторинга реализации Концепции

В систему показателей для оценки эффективности реализации Концепции включены показатели (целевые индикаторы), характеризующие выполнение установленных задач и конкретных ожидаемых конечных результатов Концепции.

в„– п/п
Перечень индикаторов
Факт
6 мес. 2023 г.
Оценка
2023 г.
Прогноз
2024 г.
2030 г.
2034 г.
Задача 1. Развитие логистических центров
1
Содействие развитию логистических центров (тыс. кв. м)
300
340
350
430
450,0
Задача 2. Совершенствование многоформатной товаропроводящей системы
Задача 2.1. Развитие стационарной торговли в формате сетевой розничной торговли
1
Количество стационарных торговых объектов (тыс. единиц)
13,5
14,0
14,3
14,6
14,9
2
Обеспеченность населения площадью (количеством) стационарных торговых объектов (в % к нормативу)
136
141
144
147
150
Задача 2.2. Развитие нестационарной торговли
1
Количество нестационарных торговых объектов (тыс. единиц)
5,3
5,4
5,6
5,9
6,1
2
Обеспеченность населения площадью (количеством) нестационарных торговых объектов (в % к нормативу)
в 2,1 р.
в 2,2 р.
в 2,3 р.
в 2,4 р.
в 2,5 р.
Задача 2.3. Развитие розничных рынков и ярмарок
1
Количество фактически использованных торговых мест на ярмарках и розничных рынках (тыс. единиц)
10,6
10,7
10,8
11,3
11,8
2
Обеспеченность населения торговыми местами, используемыми для продажи товаров на ярмарках и розничных рынках (в % к нормативу)
171
172,5
174
182,3
190,3
Задача 3. Обеспечение безопасности и доступности объектов торговли
Задача 3.1. Создание условий по повышению доступности объектов торговли для инвалидов и маломобильных групп населения
1
Объекты торговли доступные для инвалидов и маломобильных групп населения (в % к общему числу объектов торговли)
58
28
60,3
62,6
65
Задача 3.2. Создание условий по повышению безопасности объектов торговли
1
Доля торговых объектов, в отношении которых проведена процедура обследования категорирования в интересах их антитеррористической защиты (в %)
94,4
94,5
95,0
98,5
99,0
Задача 4. Создание благоприятных условий для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов сферы торговли
1
Оборот розничной торговли (млрд рублей)
276,9
595,6
644,2
992
1331,5
2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника по полному кругу организаций отрасли торговли (тыс. рублей)
41,2
43,4
46,4
69,6
91,3
3
Ежеквартальный мониторинг и оценка ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (количество товарных групп, в отношении которых осуществляется мониторинг, ед.)
6
6
7
13
17
5
Продвижение мероприятий по продвижению продукции на потребительском рынке региона в формате закупочных сессий, дней качества, встреч и др. мероприятий (единиц)
4
8
9
9
10

Для обеспечения эффективности реализации Концепции ежегодно проводится мониторинг достижения целевых индикаторов.
Результаты мониторинга размещаются на официальном сайте комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области не позднее 1 июля года, следующего за отчетным периодом.
Корректировка Концепции осуществляется не чаще одного раза в год при необходимости уточнения запланированных мероприятий с учетом фактического выполнения целевых индикаторов, а также изменений федерального или регионального законодательства.


------------------------------------------------------------------