Постановление Администрации Волгоградской обл. от 25.12.2023 N 883-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. N 501-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие информационного общества Волгоградской области"



АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2023 г. в„– 883-п

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25 СЕНТЯБРЯ 2017 Г. в„– 501-П "ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
"РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Внести в постановление Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. в„– 501-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие информационного общества Волгоградской области" изменение, изложив государственную программу Волгоградской области "Развитие информационного общества Волгоградской области", утвержденную названным постановлением, в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 г.

И.о. Губернатора
Волгоградской области
Е.А.ХАРИЧКИН





Приложение
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 25 декабря 2023 г. в„– 883-п

"Утверждена
постановлением
Администрации
Волгоградской области
от 25 сентября 2017 г. в„– 501-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации государственной программы Волгоградской области
"Развитие информационного общества Волгоградской области"

1. Оценка текущего состояния сферы развития информационного
общества в Волгоградской области

По состоянию на 01 ноября 2023 г. сфера развития информационного общества Волгоградской области характеризуется следующими параметрами.
В органах исполнительной власти Волгоградской области (далее именуются - органы исполнительной власти) внедрены и используются с разной степенью интенсивности информационные системы обеспечения возможности получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также по принципу "одного окна". Обеспечиваются возможность оплаты государственных и муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), доступность центров обслуживания учетных записей федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Сформированы программно-аппаратные комплексы государственных информационных систем органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений для обеспечения качественного и полноценного функционирования этих систем в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также реализации иных государственных полномочий, возложенных на органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения.
В органах исполнительной власти и подведомственных им учреждениях внедрены и эксплуатируются:
портал Губернатора и Администрации Волгоградской области;
система межведомственного электронного взаимодействия Волгоградской области;
государственная информационная система "Контроль исполнения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг Волгоградской области";
государственная информационная система Волгоградской области "Региональная информационно-аналитическая система Волгоградской области";
единая автоматизированная система электронного документооборота;
автоматизированная система обработки конфиденциальной информации Волгоградской области;
государственная информационная система "Региональный реестр государственных и муниципальных услуг Волгоградской области";
государственная информационная система учета государственного имущества Волгоградской области, в том числе земельных участков;
коммутационная платформа сетевого справочного телефонного узла;
единая информационно-аналитическая система автоматизации функций органа регионального тарифного регулирования Волгоградской области;
государственная информационная система "Территориальные административные комиссии Волгоградской области";
государственная информационная система Волгоградской области "Учет охотничьих билетов";
государственная информационная система Волгоградской области "Учет и регистрация тракторов, самоходных машин и прицепов к ним";
государственная информационная система управления проектами Волгоградской области;
государственная информационная система Волгоградской области "Управление региональной информатизацией";
автоматизированная система "Ситуационный центр Губернатора Волгоградской области, создаваемый в рамках системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия";
информационно-аналитическая система автоматизации ветеринарного учета и отчетности Волгоградской области;
государственная информационная система похозяйственного учета Волгоградской области "Электронная похозяйственная книга";
государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Волгоградской области;
государственная информационная система Волгоградской области "Электронный атлас Волгоградской области";
информационная система "Инфраструктура пространственных данных Волгоградской области";
государственная информационная система мониторинга сельскохозяйственных угодий Волгоградской области;
иные системы, в том числе системы управления материальными и нематериальными активами, справочной правовой информации, ведения официальных сайтов, центров обработки вызовов, автоматизации приема и обработки запросов и обращений граждан.
В органах исполнительной власти и подведомственных им учреждениях осуществляются мероприятия:
по развитию, сопровождению, обеспечению информационной безопасности информационных ресурсов органов исполнительной власти;
по развитию и сопровождению информационных ресурсов информационной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
по ведению базового регионального картографического комплекта пространственных данных, состоящего из актуальной информации данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) различного пространственного разрешения, электронных карт различного масштаба, и обеспечению его регулярного обновления.
В рамках исполнения положений Федерального закона от 26 июля 2017 г. в„– 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" осуществляется обеспечение мониторинга инцидентов информационной безопасности и подключение объектов критической информационной инфраструктуры органов исполнительной власти к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.
В рамках исполнения пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" от 31 декабря 2020 г. в„– Пр-2242 распоряжением Губернатора Волгоградской области от 18 августа 2021 г. в„– 167-р утверждена Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Волгоградской области.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы успехи в сфере формирования информационного общества на территории Волгоградской области, существует ряд проблем, требующих единого программного подхода к их решению и объединения усилий органов исполнительной власти.
К таким проблемам можно отнести:
потребность обеспечения на регулярной основе полноценного и качественного функционирования информационных систем, эксплуатируемых в 97 процентах органов исполнительной власти;
необходимость ежегодного расширения и (или) изменения функциональных характеристик более 20 процентов государственных информационных систем органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, используемых в процессе предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг в электронной форме и по принципу "одного окна", в результате изменения требований действующего законодательства;
необходимость увеличения скорости передачи данных по каналам передачи данных и использования новых технологий по защите передаваемой информации в связи с увеличением объемов информации, передаваемой в электронном виде при межведомственном информационном взаимодействии;
старение программно-аппаратных комплексов пользовательских рабочих мест сотрудников органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, что не позволяет эффективно использовать информационные системы органов исполнительной власти при реализации возложенных на них полномочий. Около 70 процентов оборудования автоматизированных рабочих мест не обновлялось более пяти лет при норме обязательного обновления не реже одного раза в 2 - 3 года;
необходимость повышения уровня знаний и навыков пользователей 30 процентов всех государственных информационных систем Волгоградской области в результате развития информационных и коммуникационных технологий, а также появления новых подходов к работе с информацией и обеспечению ее защиты;
ежегодный рост числа пользователей государственных информационных систем Волгоградской области в среднем на 5 - 10 процентов, приводящий к увеличению потребности оказания технической поддержки этим пользователям.
Комитетом информационных технологий Волгоградской области ведется работа по развитию единого центра обработки данных органов исполнительной власти Волгоградской области (далее именуется - ЦОД). В помещении ЦОД располагается информационно-коммуникационное оборудование органов исполнительной власти.
Существующая инженерная инфраструктура ЦОД не в состоянии гарантированно обеспечивать безаварийное функционирование размещенных вычислительных мощностей, что, в свою очередь, ставит под угрозу работоспособность федеральных и региональных информационных систем, а также сохранность и целостность обрабатываемой информации. В настоящее время для обеспечения бесперебойного функционирования существующих и вновь создаваемых информационных систем, в том числе системы межведомственного электронного взаимодействия Волгоградской области, требуется значительное увеличение вычислительно-коммуникационных мощностей ЦОД.
Комитет информационных технологий Волгоградской области осуществляет развитие ЦОД с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. в„– 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" посредством реализации следующих мероприятий:
создание отказоустойчивого кластера для государственных информационных систем Волгоградской области, обрабатывающих персональные данные, с применением современных решений, в том числе виртуализации;
построение единой защищенной сети органов исполнительной власти для доступа к государственным информационным системам Волгоградской области, обрабатывающим персональные данные, с использованием программно-аппаратных комплексов криптографической защиты информации.
В ходе реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие информационного общества Волгоградской области" (далее именуется - государственная программа) могут возникнуть финансово-экономические, нормативные, организационно-управленческие и социальные риски.
Финансово-экономические риски связаны с недофинансированием ряда мероприятий, реализация которых предполагает софинансирование деятельности по достижению целей государственной программы, в том числе на федеральном и региональном уровнях. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы, через институционализацию механизмов софинансирования. Для снижения риска недостаточного финансирования необходимо обеспечить правильный расчет объема средств федерального бюджета, областного бюджета, а также средств, привлекаемых из внебюджетных источников.
Нормативные риски связаны с непринятием или несвоевременным принятием нормативных правовых актов, сопровождающих реализацию мероприятий государственной программы, необходимостью внесения изменений в существующие нормативные правовые акты, влияющие на мероприятия государственной программы. Устранение этих рисков возможно за счет обеспечения оперативного контроля за процессами разработки, согласования и утверждения нормативных правовых актов, своевременного внесения в них требуемых изменений.
Организационно-управленческие риски связаны с несоблюдением сроков реализации мероприятий государственной программы, недостаточной проработкой вопросов, решаемых в рамках государственной программы, недостаточной подготовкой управленческого персонала. Риск несоблюдения сроков реализации мероприятий государственной программы преодолевается за счет обеспечения резервных сроков исполнения мероприятий и организации операционального сопровождения процесса реализации мероприятий государственной программы. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации государственной программы, несогласованности действий ответственного исполнителя и участников государственной программы, низкому качеству реализации мероприятий государственной программы. Устранение организационно-управленческих рисков возможно за счет реализации единого механизма, обеспечивающего проведение постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации государственной программы, а также за счет корректировки государственной программы на основе анализа данных указанного мониторинга.
Социальные риски могут выразиться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям вследствие недостаточного освещения в средствах массовой информации целей и задач государственной программы, а также планируемых в рамках государственной программы результатов, ошибок в планировании и реализации мероприятий государственной программы. Минимизация названных рисков возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач государственной программы и механизмов ее реализации, а также публичного освещения хода и результатов реализации государственной программы.

2. Описание приоритетов и целей государственной
политики в сфере реализации государственной программы

Государственная программа направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", "Цифровая трансформация" (далее именуется - национальная цель), и ее целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели к 2030 году:
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
Одним из приоритетов социально-экономического развития Волгоградской области, определенных Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. в„– 134-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года", определен приоритет "Цифровое развитие" (далее именуется - приоритет Стратегии), относящийся к сфере реализации государственной программы. Целью приоритета Стратегии является создание экосистемы цифровой экономики Волгоградской области, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Показатель приоритета Стратегии, который является также показателем государственной программы, - "цифровая зрелость" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.
В рамках достижения приоритета Стратегии и показателя государственной программы запланировано решение задач, направленных на обеспечение цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления в целях достижения их "цифровой зрелости" посредством внедрения цифровых технологий в приоритетных отраслях региона, развития компетенций в сфере цифровизации.
Целями государственной программы определены:
цифровая трансформация сферы государственного управления Волгоградской области посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
повышение уровня взаимодействия граждан, организаций и государства в Волгоградской области на основе информационных и телекоммуникационных технологий;
повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала Волгоградской области на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

3. Задачи в сфере развития информационного общества
в Волгоградской области и государственного управления
Волгоградской области в указанной сфере, включая задачи,
определенные в соответствии с национальной целью, а также
задачи, направленные на достижение общественно значимых
результатов

В настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание вопросам формирования информационного общества. Это внимание обусловлено необходимостью осуществлять взаимодействие государства, граждан и бизнеса преимущественно с применением информационно-телекоммуникационных технологий, обеспечивать осуществление большинства юридически значимых действий в электронном виде, обеспечивать права и основные свободы человека в информационном обществе, а также обеспечивать развитие сервисов на основе информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе в приоритетных сферах экономики и социальной сфере Волгоградской области.
Мероприятия государственной программы направлены на формирование информационного общества на региональном уровне.
Достижение национальной цели осуществляется путем решения следующих задач в рамках реализации государственной программы:
обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления массовых социально значимых услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
повышение уровня защищенности государственных информационных систем и ресурсов;
создание необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения широкополосным доступом к сети Интернет социально значимых объектов, а также эффективного и безопасного использования ими онлайн-сервисов;
поддержка отечественных компаний - лидеров рынка информационных технологий, а также стимулирование спроса на их решения;
обеспечение сетевой безопасности государственных информационных ресурсов;
повышение эффективности работы органов исполнительной власти за счет использования современных телекоммуникационных технологий;
модернизация ведомственных информационных систем с целью оказания массовых социально значимых услуг (сервисов) органов исполнительной власти, муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области и услуг бюджетных учреждений в электронном виде с применением машиночитаемых цифровых административных регламентов;
обеспечение реализации мероприятий государственной программы.

4. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ
Российской Федерации

Государственная программа связана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. в„– 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", непосредственно направленной на достижение национальной цели."

Вице-губернатор - руководитель
аппарата Губернатора
Волгоградской области
Е.А.ХАРИЧКИН


------------------------------------------------------------------