Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской обл. от 30.05.2023 N 473 "Об утверждении Концепции реализации системы мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций Волгоградской области"



КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 30 мая 2023 г. в„– 473

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Во исполнение приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 24 июля 2020 г. в„– 553 "Об организации работы по проведению оценки региональных механизмов управления качеством образования в Волгоградской области", в соответствии с письмом Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 мая 2021 г. в„– 08-99 "О проведении мониторинга эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации", а также в целях обеспечения управления качеством образовательной деятельности и реализации системы мониторинга эффективности руководителей всех общеобразовательных организаций Волгоградской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию реализации системы мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций Волгоградской области.
2. Признать утратившим силу приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 23 июля 2021 г. в„– 617 "Об утверждении Концепции реализации системы мониторинга эффективности всех образовательных организаций Волгоградской области".
3. Определить региональным оператором реализации системы мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций Волгоградской области государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования".
4. Директору государственного казенного учреждения "Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области" Д.Е. Орехову обеспечить организационно-техническое сопровождение реализации Системы мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций Волгоградской области.
5. Рекомендовать руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, руководствоваться Концепцией реализации системы мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций Волгоградской области.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Е.Г. Логойдо.
7. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Председатель комитета
Л.М.САВИНА





Утверждена
приказом
комитета
образования, науки
и молодежной политики
Волгоградской области
от 30.05.23 в„– 473

КОНЦЕПЦИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ

1. Общая характеристика системы образования Волгоградской
области, актуальность реализации системы мониторинга
эффективности руководителей общеобразовательных организаций
Волгоградской области

Сеть образовательных организаций Волгоградской области, реализующих программы общего образования, за исключением профессиональных образовательных организаций, представлена 709 организациями различных типов и видов, в числе которых 661 муниципальных, 34 государственных (в том числе 28 коррекционных), 14 негосударственных образовательных организаций (далее - ОО).
Стабильное функционирование региональной системы образования требует обеспечения необходимых условий для организации деятельности образовательных организаций, предоставляющих населению общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и непрерывное образование (профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни). При этом важно учитывать, что эффективность деятельности каждой образовательной организации, качество образовательных результатов зависит от эффективности деятельности руководителя образовательной организации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. в„– 3273-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года в„– 2580-р) утверждены основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации и определены мероприятия, направленные на непрерывность профессионального развития педагогов и руководителей ОО, разработку модели аттестации руководителей ОО, утверждение профессионального стандарта руководителя ОО.
В Волгоградской области существует сложившаяся система подготовки и дальнейшего профессионального развития руководителей ОО:
по специальности "Экономика и управление" по направлению магистратуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" (далее именуется - ФГБОУ ВО "ВГСПУ") готовят будущих руководителей ОО; в Центре дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "ВГСПУ" по программам повышения квалификации проходят переподготовку руководители ОО Волгоградской области. Каждые 2 года Центром мониторинга качества подготовки специалистов ФГБОУ ВО "ВГСПУ" проводится анкетирование руководителей ОО в целях изучения мнения о качестве подготовки молодых специалистов-выпускников за последние пять лет. Результаты анкетирования представляются на рассмотрение Совета по качеству ФГБОУ ВО "ВГСПУ" с целью принятия решений по совершенствованию подготовки специалистов;
в государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее - ГАУ ДПО "ВГАПО") выстроена система обучения, направленная на профессионально-личностное развитие руководителей. С 2014 года был усилен акцент обучения на управленческое обеспечение профессиональных стандартов, с 2018 года система профессионального развития руководителей направлена на управление качеством образования в образовательных организациях. В 2020 году 725 управленческих работников прошли обучение по вопросам реализации основных общеобразовательных программ с учетом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей). В рамках деятельности ГАУ ДПО "ВГАПО" разрабатываются и реализуются адресные программы повышения квалификации для управленческих команд ОО.
Важным ресурсом обеспечения профессионального развития управленческих кадров выступают профессиональные сообщества. В 2021 году в рамках проекта по адресной методической помощи школам с низкими результатами обучения создано профессиональное сообщество кураторов школ из числа школ, показывающих стабильно высокие образовательные результаты. Ключевым мероприятием в рамках деятельности сообщества выступает "Мастерская управления", которая посвящена вопросам повышения качества образования в школах и направлена на обмен эффективными управленческими практиками.
С 2021 года в целях сопровождения педагогических и управленческих кадров реализуется региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, нацеленная на выстраивание единой региональной системы профессионального развития. В рамках данной региональной системы организована деятельность по организации менторства в муниципальных районах и городских округах Волгоградской области как вида управленческого наставничества. В систему менторства в 2021 году вовлечено 56 менторских групп, включающих 108 ОО, в 2022 году - 125 ОО, что составляет 65 менторских групп. Для сопровождения и внедрения новых технологий, методов работы в области приоритетных направлений развития ОО, лучших практик управленческой деятельности на базе ГАУ ДПО "ВГАПО" создана образовательная площадка "Лаборатория управленческого мастерства".
В регионе действует система проведения аттестации кандидатов на должность руководителя государственной образовательной организации, подведомственной комитету образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее - Облкомобразования), рассмотрения кандидатов на должность руководителя муниципальной образовательной организации. Для этого образована Аттестационная комиссия Облкомобразования, в состав которой входят представители Облкомобразования, общественных организаций, профсоюзных организаций, органов государственной власти Волгоградской области, образовательных организаций региона, а также члены наблюдательных советов автономных организаций.
Эффективность руководителя ОО, с одной стороны, определяется его профессиональной компетентностью как совокупности знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих выполнение профессиональных функций, с другой стороны - реальными результатами деятельности ОО. Однако, несмотря на существующие ресурсы, опыт работы, реализацию разнообразных мероприятий, в регионе остаются школы с низкими образовательными результатами, отмечается тенденция к устареванию управленческих кадров, складывается дефицит эффективных руководителей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, отсутствует единая система формирования резерва управленческих кадров.
В 2022 году проведен мониторинг эффективности деятельности руководителей ОО, по результатам которого выявлено, что:
19,6% руководителей ОО имеют низкий уровень профессиональных компетенций. Выявлены профессиональные дефициты руководителей ОО в следующих областях: система оценочных процедур, администрирование деятельности ОО, руководство развитием учреждения, развитие сетевого взаимодействия ОО на муниципальном и региональном уровнях;
в 80% муниципальных районов и городских округов Волгоградской области отсутствует система работы по формированию кадрового резерва, в том числе сопровождение и подготовка молодых управленческих кадров и педагогических работников, которые в перспективе смогут выполнять управленческие функции.
Опираясь на вышесказанное, определены следующие проблемные зоны, требующие решения:
отсутствие возможности учета результатов оценки деятельности руководителей ОО при организации процесса формирования профессиональных компетенций управленческих работников как системы формальных и неформальных образовательных мероприятий, в том числе адресных программ повышения квалификации, разработанных на основе диагностики профессиональных дефицитов;
не в полной мере используется потенциал результатов оценочных процедур (всероссийские проверочные работы, государственная итоговая аттестация) при определении эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
отсутствие единой системы формирования резерва управленческих кадров на региональном уровне;
недостаточность и неравномерность кадровых, материально-технических, финансовых условий осуществления образовательного процесса в разных образовательных организациях.
Одним из путей решения представленных проблем выступает реализация региональной системы мониторинга эффективности деятельности руководителей ОО в Волгоградской области.
Нормативно-правовая основа создания и функционирования концепции реализации системы мониторинга эффективности руководителей ОО Волгоградской области:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. в„– 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. в„– 2580-р);
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 28 декабря 2015 г. в„– 44 "Об утверждении Положения о проведении оценки результатов деятельности образовательных организаций Волгоградской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования";
приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 05 декабря 2017 г. в„– 116 "Об утверждении Порядка проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной организации, подведомственной комитету образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, согласования кандидатур для назначения на должности заместителей глав муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей структурных подразделений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, которые обеспечивают осуществление переданных государственных полномочий Волгоградской области, осуществляют муниципальное управление в сфере образования, а также рассмотрения кандидатов на должность руководителя муниципальной образовательной организации";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 01 апреля 2021 г. в„– 241 "О создании в 2021 году в Волгоградской области центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования";
приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 10 июля 2021 г. в„– 586 "О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Волгоградской области".

2. Цели и задачи системы мониторинга эффективности
руководителей образовательных организаций Волгоградской
области

В контексте современных тенденций и требований к эффективности работы управленческих кадров, с учетом сложившегося регионального опыта в данном вопросе, а также на основе выявленных проблемных зон определена следующая цель: повышение качества управленческой деятельности руководителей ОО.
Мониторинг эффективности руководителей ОО Волгоградской области позволяет решать следующие задачи:
обеспечение качества подготовки обучающихся ОО;
формирование и использование потенциала резерва управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях;
создание кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических и информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ.

3. Показатели, используемые в проведении мониторинга
эффективности руководителей всех образовательных организаций
Волгоградской области

Региональные показатели, используемые в проведении мониторинга эффективности руководителей всех ОО Волгоградской области, определены на основе целей и задач настоящей Концепции с учетом показателей, используемых при мониторинге эффективности центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Волгоградской области, а также показателей мониторинга эффективности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
В рамках региональной системы мониторинга эффективности руководителей ОО предусмотрены следующие треки:
1) повышение качества управленческой деятельности руководителей ОО;
2) формирование и использование кадрового резерва руководителей ОО.

Цель/задача мониторинга
Наименование показателя
Трек 1. Повышение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций
Создание кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических и информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ
1. Показатели по качеству управленческой деятельности:
1.1. Доля руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы общего образования, обеспечивших создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами, от общего числа руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы общего образования, %.
1.2. Доля руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, с высшим профессиональным образованием или дополнительной профессиональной подготовкой по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом", %.
1.3. Доля руководителей, ОО которых обеспечены специалистами психолого-педагогического сопровождения обучающихся, %.
1.4. Доля руководителей, в ОО которых работают педагогические работники, имеющие степень кандидата наук, %.
1.5. Доля руководителей ОО, в ОО которых педагогические работники получили премии, гранты в текущем году, %.
1.6. Доля руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, получивших дополнительное финансирование на реализацию грантов/проектов, от общего числа руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, %.
1.7. Доля руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, в образовательных организациях которых библиотечный фонд на 100% оснащен учебной и методической литературой, в том числе в электронном виде, от общего числа руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, %.
1.8. Доля руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, образовательные организации которых оснащены высокотехнологичным оборудованием в рамках реализации мероприятий региональных проектов национальных проектов "Образование", "Демография", от общего числа руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, %.
1.9. Доля руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, деятельность которых освещена в средствах массовой информации (статьи, репортажи с положительной и/или нейтральной оценкой деятельности образовательной организации), от общего числа руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, %.
1.10. Доля руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, официальный сайт которых соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации и формату предоставления информации, от общего числа руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, %.
1.11. Доля руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, в образовательных организациях которых 100% обеспеченность педагогическими кадрами, от общего числа руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, %
Обеспечение качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций
2. Показатели по результатам обучения:
2.1. Доля участников ЕГЭ, преодолевших пороговое значение не менее чем по 3-м предметам (за исключением математики базового уровня и без учета пересдач), %.
2.2. Доля обучающихся, завершивших освоение программы начального общего образования и достигших базового уровня предметной подготовки по русскому языку и математике в 4 классе, от общего числа обучающихся, осваивавших программу начального общего образования (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ), %.
2.3. Доля участников ОГЭ, не вошедших в группу с индексом низких результатов, получивших первичный балл выше порогового по русскому и математике (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ), %.
2.4. Доля выпускников 11 классов, успешно (выше порога) сдавших ЕГЭ по обоим обязательным предметам без учета пересдач (с обеспечением объективности процедуры на этапе проведения и на этапе проверки работ), %.
2.5. Доля выпускников 11 классов, набравших высокие результаты (80 баллов и выше) по результатам ЕГЭ (по отдельным предметам), %
Создание кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических и информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ
3. Показатели по обеспечению профессионального развития педагогических работников:
3.1. Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы, %.
3.2. Доля руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, в образовательных организациях которых 100% педагогических работников проходят повышение квалификации не менее чем один раз за три года, от общего числа руководителей ОО, реализующих основные образовательные программы, %.
3.3. Доля учителей с установленной первой и высшей квалификационной категорией от общего количества учителей в образовательной организации, %
Трек 2. Формирование и использование кадрового резерва руководителей образовательных организаций
Формирование и использование потенциала резерва управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях
1. Доля муниципальных районов (городских округов), в которых осуществляется работа по формированию кадрового резерва управленческих кадров.
2. Доля муниципалитетов, в которых внедряются критерии отбора, система подготовки, механизм сопровождения профессионального развития кандидатов для включения в кадровый резерв.
3. Количество претендентов для включения в кадровый резерв, охваченных личностно-профессиональной диагностикой.
4. Доля претендентов для включения в кадровый резерв, успешно прошедших личностно-профессиональную диагностику.
5. Доля претендентов для включения в кадровый резерв, прошедших обучение в отчетный период.
6. Доля претендентов, зачисленных в кадровый резерв и назначенных на руководящие должности в отчетный период.
7. Доля претендентов, зачисленных в кадровый резерв, имеющих планы индивидуального развития.
8. Доля претендентов, зачисленных в кадровый резерв управленческих кадров, выполнивших планы индивидуального развития за отчетный период.
9. Доля муниципалитетов, в которых сформирован кадровый резерв на замещение должностей руководителей ОО.
10. Периодичность обновления кадрового резерва/срок нахождения претендента в кадровом резерве
Формирование и использование потенциала резерва управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях
Показатели по подготовке школьных управленческих команд:
1. Не менее 10% управленческих команд ОО ежегодно повышают квалификацию, в том числе в формате стажировки.
2. Не менее 10% общеобразовательных организаций ежегодно включены в программы управленческого наставничества (менторства)

Показатели эффективности руководителей всех ОО Волгоградской области выступают основой для проведения мониторинга, по результатам которого принимаются меры для совершенствования системы, а также необходимые управленческие решения.

4. Методы сбора и обработки информации

Для сбора информации широко используются информационные системы:
федеральная информационная система оценки качества образования (ФИС ОКО);
государственная информационная система Волгоградской области "Единая информационная система в сфере образования Волгоградской области" (https://sgo.volganet.ru/);
региональная информационная система "Навигатор дополнительного образования Волгоградской области" (https://volgograd.pfdo.ru/).
Также используются следующие методы сбора информации: опрос муниципальных органов управления в сфере образования, карты самообследования образовательных организаций, разработанные региональным оператором мониторинга, опрос руководителей ОО.
Для проведения опроса региональным оператором мониторинга разрабатываются и утверждаются локальным актом опросные листы и способы обработки информации. Опрос муниципальных органов управления в сфере образования проводится посредством электронных ресурсов.
Методы обработки информации: количественный и качественный анализы полученной информации.
Количественный анализ полученной информации: по каждому показателю определяются минимальные и максимальные значения, выявленные в ходе мониторинга.
Качественный анализ полученной информации позволит определить проблемные зоны и затруднения в достижении необходимого уровня эффективной работы руководителя образовательной организации и выделить перспективные направления, способствующие повышению качества образовательной деятельности.
Информация об эффективности руководителя ОО показывает результативность управления качеством образовательной деятельности и способствует повышению качества принимаемых управленческих решений.

5. Мониторинг показателей

Мониторинг показателей эффективности руководителей всех образовательных организаций Волгоградской области (далее именуется - мониторинг) организуется региональным оператором мониторинга - ГАУ ДПО "ВГАПО".
В рамках мониторинга определяются эффективные практики обеспечения профессионального развития управленческих работников.
Мониторинг предполагает проведение следующих мероприятий:
централизованный мониторинг представленных показателей эффективности руководителей всех образовательных организаций, предполагающий сбор, обработку, хранение и распространение информации по вопросам:
качества управленческой деятельности в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы;
формирования профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
обеспечения качества подготовки обучающихся;
формирования резерва управленческих кадров;
создания кадровых, финансовых, материально-технических условий для реализации основных образовательных программ;
комплексного анализа эффективности руководителей всех образовательных организаций в разрезе муниципальных образовательных систем и образовательной системы региона;
разработки и реализации корректирующих мероприятий, принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности руководителей образовательных организаций;
информирования всех заинтересованных сторон о результатах мониторинга показателей эффективности руководителей образовательных организаций и реализуемых мероприятий по повышению эффективности их работы.

6. Анализ результатов мониторинга

Комплексный анализ результатов мониторинга осуществляется ежегодно на основании данных, полученных в результате проведения запланированных мероприятий мониторинга, и используется для разработки адресных рекомендаций, мероприятий и принятия управленческих решений.
Аналитические справки по результатам мониторинга региональный оператор представляет на заседании рабочей группы для координации работы по оценке региональных механизмов управления качеством образования в Волгоградской области. В аналитических справках конкретизированы выводы, разработанные с учетом проведенной кластеризации, а также обозначены факторы, влияющие на результаты анализа по направлениям:
анализ качества управленческой деятельности в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы;
анализ формирования профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
анализ обеспечения качества подготовки обучающихся;
анализ сформированного резерва управленческих кадров;
анализ создания кадровых, финансовых, материально-технических условий для реализации основных образовательных программ на региональном и муниципальном уровнях.

7. Адресные рекомендации по результатам анализа

По результатам анализа мониторинга разрабатываются рекомендации, которые адресованы:
- органам местного управления в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области;
- руководителям образовательных организаций;
- организациям дополнительного профессионального образования.
Адресные рекомендации направлены на:
предоставление и распространение успешных практик руководителей образовательных организаций по обеспечению высокого качества подготовки обучающихся и созданию кадровых, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ;
формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций, в том числе обучение лиц, входящих в состав кадрового резерва и кандидатов на включение в кадровый резерв на региональном и муниципальном уровнях.

Начальник отдела общего
образования комитета
У.Л.ЗЕМЛЯНСКАЯ


------------------------------------------------------------------