Постановление администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской обл. от 06.03.2023 N 1237 "Об утверждении Положения о системе оповещения населения городского округа - город Волжский Волгоградской области"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2023 г. в„– 1237

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 в„– 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 13.11.2012 в„– 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 в„– 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 в„– 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 в„– 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", в целях координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения городского округа - город Волжский Волгоградской области, постановляю:
1. Утвердить Положение о системе оповещения населения городского округа - город Волжский Волгоградской области (приложение).
2. Считать утратившим силу постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 20.03.2018 в„– 1422 "Об утверждении Положения о порядке оповещения и информирования населения городского округа - город Волжский Волгоградской области об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций".
3. Управлению по организационной и кадровой работе администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области:
- направить настоящее постановление в комитет юстиции Волгоградской области для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Волгоградской области;
- разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (в разделе "Документы").
4. Автономному муниципальному учреждению "Редакция газеты "Волжская правда" опубликовать настоящее постановление в газете "Волжский муниципальный вестник".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы городского округа - город Волжский Волгоградской области А.С. Мацаева.

Исполняющий обязанности
главы городского округа
Р.И.НИКИТИН





Приложение
к постановлению
администрации городского
округа - город Волжский
Волгоградской области
от 06.03.23 в„– 1237

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД
ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Положение о системе оповещения населения городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 в„– 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 в„– 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 в„– 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 в„– 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 в„– 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
1.2. Положение определяет назначение, задачи системы оповещения населения городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - система оповещения), требования к ней, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны (далее - ГО) и звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - звено ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения.
Система оповещения включается в систему управления ГО и звена ТП РСЧС, обеспечивающую доведение до населения, органов управления и сил ГО и звена ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.4. Комплексная система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления звена ТП РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.5. В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
1.6. Система оповещения создается на следующих уровнях функционирования звена ТП РСЧС:
- на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
- на объектовом уровне - локальные системы оповещения.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности и химически опасные объекты.
Организации оповещают работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границей зоны действия муниципальной системы оповещения является граница территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Границами зоны действия локальных систем оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, химически опасных объектах.
1.7. КСЭОН создается на муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.8. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения являются составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводимых администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация городского округа) и организациями.
1.9. Системы оповещения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении в„– 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 в„– 578/365.
На системы оповещения оформляются паспорта, образцы которых приведены в приложении в„– 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 в„– 578/365.

2. Назначение и основные задачи систем оповещения

2.1. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и звена ТП РСЧС;
- сил ГО и звена ТП РСЧС;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения;
- дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.
2.2. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и персонала организаций, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения, объектового звена ТП РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- руководителей и дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, расположенных в границах зон действия локальных систем оповещения;
- людей, находящихся в границах зон действия локальных систем оповещения.
2.3. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления звена ТП РСЧС соответствующего уровня.

3. Порядок задействования системы оповещения

3.1. Задействование по предназначению системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения и планом действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа - город Волжский Волгоградской области.
3.2. Муниципальное казенное учреждение "Единая дежурная диспетчерская служба" городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - ЕДДС), дежурные (дежурно-диспетчерские) службы организаций, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до главы городского округа, руководителей организаций (собственников объектов, производств), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и звена ТП РСЧС соответствующего уровня.
3.3. Решение о задействовании муниципальной и локальных систем оповещения принимается соответственно:
- главой городского округа;
- руководителями организаций, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению главы городского округа, руководителей организаций (собственников объектов, производств), в ведении которых находится соответствующая КСЭОН.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется ЕДДС, соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
- ЕДДС, уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" длительностью до 3 минут путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест ЕДДС, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления звена ТП РСЧС. Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно в отделе по делам ГО и ЧС администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
3.5. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.6. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) городского округа - город Волжский Волгоградской области.
3.7. Порядок действий ЕДДС, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления звена ТП РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами федеральных органов исполнительной власти, Правительства Волгоградской области, администрации городского округа и организаций, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения.
3.8. Администрация городского округа, организации, в ведении которых находятся системы оповещения, постоянно действующие органы управления звена ТП РСЧС, органы повседневного управления звена ТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.

4. Поддержание в готовности системы оповещения населения

4.1. Поддержание муниципальной и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется администрацией городского округа и организациями, перечисленными в пункте 1.6 настоящего Положения, соответственно. Готовность системы оповещения достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения, и надлежащим уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и надлежащим уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по совершенствованию систем оповещения.
4.2. С целью контроля поддержания в готовности системы оповещения организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности системы оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию системы оповещения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей отдела по делам ГО и ЧС администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, ЕДДС, а также представителя 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Волгоградской области, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ городского округа - город Волжский Волгоградской области могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности локальных системы оповещения проводятся во взаимодействии с администрацией городского округа не реже одного раза в год комиссиями из числа должностных лиц организаций, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка". В ходе работы комиссии проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о локальных системах оповещения.
По результатам комплексных проверок готовности системы оповещения оформляются акты, в которых отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения, определяемая в соответствии с приложением в„– 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 в„– 578/365, а также уточняется паспорт системы оповещения.
Технические проверки готовности к задействованию муниципальной, локальных систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" не реже одного раза в сутки.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска системы оповещения населения.
Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения в виде мобильных средств на базе патрульных автомобилей Управления МВД России по городу Волжскому и носимых (ручных) средств оповещения (мегафонов).

5. Финансовое обеспечение комплекса мероприятий
по поддержанию в готовности систем оповещения населения

5.1. Финансирование работ по организации и проведению комплекса мероприятий по поддержанию в готовности систем оповещения на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области осуществляется за счет средств бюджета городского округа - город Волжский Волгоградской области.


------------------------------------------------------------------