Приказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской обл. от 28.03.2023 N 538-ОД "Об утверждении докладов о правоприменительной практике комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области при осуществлении регионального государственного экологического контроля на территории Волгоградской области за 2022 год"



КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 28 марта 2023 г. в„– 538-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКЛАДОВ О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕГИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2022 ГОД

В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлениями Администрации Волгоградской области от 27 августа 2021 г. в„– 473-п "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Волгоградской области", от 27 августа 2021 г. в„– 472-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Волгоградской области", от 27 августа 2021 г. в„– 471-п "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Волгоградской области", от 19 декабря 2016 г. в„– 693-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
доклад о правоприменительной практике комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Волгоградской области за 2022 год;
доклад о правоприменительной практике комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Волгоградской области за 2022 год;
доклад о правоприменительной практике комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Волгоградской области за 2022 год.
2. Отделу государственного экологического надзора (М.В. Арсенов) обеспечить размещение докладов, утвержденных названным приказом, на официальном сайте комитета в составе портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок до 01 апреля 2023 г.
3. Контроль исполнения настоящего решения возложить на заместителя председателя комитета И.А. Панину.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

Председатель
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
А.С.СИВОКОЗ





Утвержден
приказом
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 28.03.2023 в„– 538-ОД

ДОКЛАД
О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,
ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2022 ГОД

Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - комитет) в 2022 году реализовывались полномочия по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Волгоградской области.
Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий по региональному государственному экологическому контролю (надзору) на территории Волгоградской области (далее - надзор) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлениями Администрации Волгоградской области от 27.08.2021 в„– 473-п "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Волгоградской области", от 19.12.2016 в„– 693-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области".
Деятельность комитета по осуществлению надзора направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Надзор осуществляется комитетом на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты, при этом комитетом на постоянной основе проводится мониторинг (сбор, обработка, анализ и учет) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
В 2022 году надзор осуществлялся с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 в„– 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в связи с чем проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц не планировалось.
В рамках проведения реформы контрольно-надзорной деятельности комитетом реализовывается ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований.
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности системы надзора в целом и деятельности комитета в части реализации соответствующих полномочий;
предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению контролируемых лиц;
разъяснение контролируемым лицам обязательных требований.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.07.2020 в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Государственный контроль (надзор) должен обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
Предостережение является профилактическим мероприятием, цель которого не привлечь к ответственности контролируемое лицо или обязать его выполнить те или иные действия, а принять меры по недопущению в будущем нарушений обязательных требований, которые могут повлечь для контролируемого лица применения в отношении него уже конкретных мер административного наказания.
В рамках реализации программы профилактики за 2022 год комитетом выдано юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам 1400 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
За 2022 год проведено 93 проверки совместно с представителями прокуратуры Волгоградской области и Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, 927 выездов по обращениям граждан, в том числе выездных обследований территорий и других мероприятий.
В рамках объявленного моратория на проверки с марта 2022 года, при выявлении нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, материалы выездных обследований направлялись в органы полиции в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ для принятия решений в соответствии с имеющимися полномочиями.
В 2022 году по требованию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена внеплановая выездная проверка в отношении деятельности ООО "ПО "Шеврет" в порядке, установленном частью 4 пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По итогам проведенной выездной проверки ООО "ПО "Шеврет" привлечено к административной ответственности:
- по ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при эксплуатации объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей (взыскано);
- по ст. 8.5 КоАП РФ за непредставление в установленный законодательством срок формы федерального статистического наблюдения в„– 2-ТП (отходы) и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения;
- по ст. 8.5 КоАП РФ за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду с расчетами нормативов допустимых выбросов и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Обществу выдано предписание от 03 ноября 2022 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований со сроком исполнения 11 мая 2023 г. включительно.
В 2022 году привлечено к административной ответственности за нарушения обязательных требований в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха, в области водного законодательства 727 виновных лиц, выдано 1 предписание об устранении нарушений.
За несоблюдение требований в области обращения с отходами производства и потребления правонарушителям предъявлено (направлено) для добровольного исполнения 7 расчетов размера вреда, причиненного окружающей среде.
В территориальные подразделения УФССП по Волгоградской области направлено 58 материалов (общая сумма 4,0 млн. руб.) для принудительного взыскания.
В 2022 году на рассмотрение в комитет поступило 1174 (в 2021 году - 1337) обращений от граждан, юридических лиц и органов власти, содержащих информацию о возможных нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды.
При рассмотрении обращений, по всем фактам выявленных правонарушений принимаются исчерпывающие меры в соответствии с имеющимися полномочиями.
В части оценки соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха:
Доля выявленных нарушений в сфере охраны атмосферного воздуха составила 5,1% от общего количества выявленных нарушений в области охраны окружающей среды за 2022 год.
За 2022 год за нарушения требований законодательства в области атмосферного воздуха вынесено 39 постановлений о назначении административных наказаний по ч. 3 ст. 8.21, ст. 8.1, ст. 8.46 КоАП РФ, в том числе 16 - в виде штрафа (общая сумма более 54,0 тыс. руб.), 23 - в виде предупреждений.
Основные нарушения в данной сфере связаны с отсутствием информации о проведении производственного контроля и непредставлением либо несвоевременным представлением отчетов по производственному экологическому контролю в части охраны атмосферного воздуха, непринятием мер по постановке на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Наиболее проблемными вопросами в сфере охраны атмосферного воздуха, в том числе на территориях южного промышленного узла Волгограда в г. Волжском, является загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий.
В части оценки соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами.
Доля выявленных нарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления составила 90,7% от общего количества выявленных нарушений в области охраны окружающей среды за 2022 год, при этом наиболее проблемными вопросами являются сброс отходов на почву, водосборные площади, а также соблюдение требований по транспортированию отходов.
За истекший период 2022 года проведено 990 выездов по обращениям граждан, выездных обследований, направленных в том числе на предупреждение и пресечение фактов нарушения требований законодательства в области обращения с отходами.
В результате проведенной камеральной работы и рейдовых мероприятий, по фактам нарушения экологических требований при обращении с отходами возбуждены дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесено 670 постановлений о назначении административных наказаний по ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.7, 8.5 КоАП РФ, в т.ч. 90 - в виде штрафов (общая сумма 1188,2 тыс. руб.), 578 - в виде предупреждений, 2 - в виде устных замечаний.
Кроме того, в целях выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области обращения с отходами комитетом проведена операция "Отходы-2022". В рамках проведенных рейдовых осмотров должностными лицами комитета выявлено 288 мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Указанная информация направлена в органы местного самоуправления (ликвидировано - 144) для принятия мер по ликвидации выявленных несанкционированных свалок.
Наличие свалок на территориях муниципальных образований является нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, в связи с чем в адрес администраций муниципальных образований были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.
В части оценки обязательных требований в области использования и охраны водных объектов.
Доля выявленных нарушений в сфере водоохранного законодательства составила 2,4% от общего количества выявленных нарушений в области охраны окружающей среды за 2022 год.
В целях выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области охраны и использования водных объектов комитетом осуществлено 96 выездных обследований водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе 28 обследований в период с 08 апреля 2022 г. по 10 июня 2022 г. в рамках проведения ежегодной специальной природоохранной операции "Чистые берега-2022".
По результатам проведенных выездных обследований и анализа поступивших в комитет сообщений о нарушениях требований водного законодательства в 2022 году привлечено к административной ответственности по ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.12.1 КоАП РФ в виде штрафов 18 лиц (общая сумма 328,2 тыс. руб.), в виде предупреждений - 11.
Также предъявлено к возмещению 3 расчета стоимостного выражения вреда, причиненного водным объектам, юридическим и физическим лицам выдано 6 предостережений о недопустимости проведения распашки земель в прибрежных защитных полосах водных объектов.
По всем фактам выявленных правонарушений принимаются исчерпывающие меры в соответствии с имеющимися полномочиями.
В основном выявлялись следующие виды нарушений:
самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий;
сокрытие или искажение экологической информации;
несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе и др.
Проблемные вопросы при осуществлении надзора и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования отсутствуют.





Утвержден
приказом
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 28.03.2023 в„– 538-ОД

ДОКЛАД
О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,
ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 2022 ГОД

В соответствии с федеральными законами от 14 марта 1995 г. в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 31 июля 2020 г. в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлениями Администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 г. в„– 693-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области" (в редакции от 23.08.2021 в„– 450-п), от 27 августа 2021 г. в„– 472-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Волгоградской области", с 31.08.2021 комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - комитет) осуществляется региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Волгоградской области (далее - надзор).
При этом комитетом надзор осуществляется на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением учреждений, осуществляющих управление природными парками.
В 2022 году надзор осуществлялся с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 в„– 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в связи с чем проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц не планировалось.
За 2022 год в рамках надзора плановые, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
В 2022 году на территории Волгоградской области проведена операция "ООПТ-2022". В рамках указанной операции государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Волгоградской области проведено 25 выездных обследований территорий, представляющих особую ценность для сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области, памятников природы, охраняемого ландшафта регионального значения, расположенных в Дубовском, Жирновском, Калачевском, Кумылженском, Нехаевском, Ольховском, Руднянском, Светлоярском, Старополтавском, Суровикинском, Фроловском, Чернышковском, Новониколаевском, Камышинском муниципальных районах и городском округе - город Урюпинск.
В рамках реализации полномочий в 2022 г. нарушения обязательных требований природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях регионального значения отделом не выявлялись.
Проблемные вопросы организации и осуществления надзора и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования отсутствуют.





Утвержден
приказом
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 28.03.2023 в„– 538-ОД

ДОКЛАД
О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,
ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2022 ГОД

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. в„– 2395-1 "О недрах" и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлениями Администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 г. в„– 693-п "Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области" (в редакции от 23.08.2021 в„– 450-п), от 27 августа 2021 г. в„– 471-п "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Волгоградской области" с 31.08.2021 комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области осуществляется региональный государственный геологический контроль (надзор) на территории Волгоградской области (далее именуются соответственно - комитет, надзор).
Деятельность комитета по осуществлению надзора направлена на предупреждение, выявление и пресечение обязательных требований в области использования и охраны недр в отношении участков недр местного значения на территории Волгоградской области, за исключением требований, являющихся предметом государственного горного надзора.
В 2022 году надзор на территории Волгоградской области осуществлялся с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 в„– 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
За 2022 год в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. в„– 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках надзора на территории Волгоградской области комитетом не проводились.
При этом по результатам рассмотрения материалов, поступивших из органов полиции и прокуратуры, комитетом за безлицензионное пользование недрами либо пользование с нарушением установленных лицензией условий на участках недр местного значения в отношении виновных лиц вынесено 10 постановлений о назначении административных наказаний по ч.ч. 1, 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафов (общая сумма 933,0 тыс. руб.), 3 - в виде предупреждения и 5 - в виде устного замечания.
В рамках реализации программы профилактики за 2022 год комитетом выдано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 140 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проблемные вопросы организации и осуществления надзора и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования отсутствуют.


------------------------------------------------------------------